Психологи и педиатры настаивают на том, что здоровье ребенка напрямую зависит от позитивного восприятия жизни. Родители, неся ответственность за детей, обязаны учиться позитивному мышлению вместе с ними. Детям с рождения присуще позитивное мышление – они приходят в этот мир с открытым сердцем, полным любви и жажды познания. Но зачастую наши малыши уже к трем годам ощущают неуверенность в себе, страх перед неизведанным. Это тормозит их интеллектуальное и духовное развитие, зарождает основу для будущих фобий, болезней и неудач. В этом есть наша вина, но в незначительной степени. Ведь мы тоже так воспитаны нашими родителями, бабушками, социальными учреждениями – преимущественно в негативном восприятии мира. Что же делать?
Начинать нужно с себя
Каждое утро для вас - смешной, но такой необходимый тренинг из фильма “Самая обаятельная и привлекательная”. Это займет пару минут. Настроившись на лучшее, вы и малыша на лучшее настроите. Проанализируйте свою речь и постарайтесь искоренить негативные утверждения в отношении себя и своего ребенка типа “ты не сможешь дотянуться”, “я не успею это сделать сегодня” и так далее.
Меньше всяких “не”
Если вы осознали, что негативных установок много, постарайтесь изжить частицу “не” из общения с малышом. Психологи утверждают, что эту частицу наш мозг игнорирует, как бы не замечает. Если ребенку перед контрольной постоянно говорить “не волнуйся, не переживай”, он в самый ответственный момент поступит наоборот. Малыши в возрасте до года демонстрируют свое отношение к запретам с частицей “не” особенно ярко. Когда ребенку говорят “не тяни в рот” - он обязательно оближет тапочку. Для того чтобы научиться негативные установки преобразовывать в позитивные, составьте таблицу. Например, в левой части пишем: “Я не смогу прийти завтра”. В правой этому будет соответствовать “Я смогу прийти послезавтра”. Вместо фразы “Я не могу проплыть два километра” выберите “Я смогу проплыть 500 метров, а возможно – 700”, и так далее. Составляйте такие таблицы каждый день, исходя из своих жизненных задач.
Предлагайте альтернативу
Когда мы что-то ребенку запрещаем, мы часто делаем это из благих намерений и для собственного спокойствия – чтобы он избегал потенциально опасных ситуаций. Но, как правило, мы не предлагаем достойной альтернативы. Психологи утверждают, что у человека есть два мотива, связанных с успешной деятельностью. Это мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, какая мотивация у него доминирует. Если ребенок живет в постоянных запретах и ограничениях, его доминирующим мотивом будет избегание неудач. Поэтому очень важны позитивные родительские установки, чтобы ребенок научился ставить перед собой цели и достигать их. Всегда, если устанавливаете запрет, обязательно объясняйте свои мотивы (опасность) и предлагайте ребенку какие-то альтернативы.
Решайте задачи вместе
Поиграйте с ребенком в такую игру. Нарисуйте или просто опишите трудную ситуацию, предложите ребенку ее исправить, потом опять усложните ее, пусть он снова придумает пути разрешения. Потом поменяйтесь ролями: теперь ваша очередь решать жизненные задачки, предложенные ребенком. Это тоже метод преобразовывать негативное - в позитивное и находить пути для исправления ситуации.
Поговори со мною, мама
Проговаривайте вместе с малышом его страхи. Чем больше ребенок познает мир, тем больше он получает информации о том, как наш мир может быть опасен. Страхи непременно появятся – его собственные. Плохо, если к ним еще добавятся навязанные родителями. Обязательно обсуждайте с ребенком его опасения, рассказывайте обо всех положительных достижениях человечества. Продолжительные беседы очень хорошо воспринимаются детьми и способны оказывать настоящую психологическую помощь. Ваш ребенок будет расти уверенным в себе, позитивно настроенным и здоровым.