ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ

СТРАТЕГИЯ

МЫ ВМЕСТЕ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

23:28 20.02.2012| Земляки | Версия для печати

Вопреки всем приметам

Трепетные воспоминания об Истоминском авиационном полке хранит в сердце Павел Алексеевич ЛЕВЧЕНКО – летчик, ветеран Великой Отечественной войны. В биографии Левченко много всяких историй, связанных с военным временем и советской авиацией.
Родился Павел Алексеевич в 1925 году на Украине. Когда юноша учился в девятом классе, началась война, и его, шестнадцатилетнего, призвали служить в армию.

- Первые новости о войне у нас тогда никаких особых эмоций не вызвали, - вспоминает ветеран. – Думали, это все быстро закончится и нас не заденет. Но вскоре всю молодежь, включая меня, забрали в ряды Красной Армии. На фронте я не воевал, но работать в те годы приходилось много. Пилили лес, по 12 часов стояли у станка, изготавливая направляющие для “катюш”. Условия были жуткие, спали в бараках, где не было даже кроватей и других элементарных и необходимых вещей. Сильно уставали. В Свердловске, где тогда служил Павел Алексеевич, находилась специальная школа Военно-Воздушных сил. Там преподавали общеобразовательные и специальные дисциплины. По воле случая Левченко вместе с другими “однолетками” стал там учиться.

Приняли “бравую” компанию без документов, поверили ребятам на слово, кто такие и сколько классов окончили. А дальше – летное училище в Бугуруслане, высшее военное авиационное училище летчиков в Борисоглебске. Среди выпускников этого учреждения - Герой Советского Союза В.П. Чкалов. А Павел Левченко учился вместе с сыном Валерия Павловича. Кроме учебы, начинающие летчики несли службу по охране самолетов. Когда позволяла погода, ребята совершали свои первые полеты на учебнотренировочной технике (УТ-2) и одномоторном одноместном истребителе-моноплане Ла-7.

В 1948 году Павла Алексеевича направили в Истомино. Ему тогда было 23 года. Первые впечатления об авиационном полке – простота и скромность. На территории стояло одно двухэтажное здание, где находились два управления полками - №786, куда распределили Левченко, и №423. Неподалеку разместились два сарая – вещевой и продуктовый, столовая, санчасть и казарма.

- Первое мое “боевое” задание было - найти себе квартиру, - говорит Левченко. - Личный состав полка и сверхсрочники были расселены кто где – и в Истомино, и в Коробейниково. Мое первое жилище находилось в Постниково. До штаба добирался пешком. Зимой маршрут занимал больше часа, благоустроенных дорог не было, но я не жаловался на трудности. Летали в то время очень мало, так как в сложных условиях – облачность, сильный ветер - мы не взлетали. Тогда не было никаких приводных радиостанций, мы ориентировались только визуально. Здесь я переучился на самолет У-2, английский истребитель “Спитфайр”. Чтобы учиться летать на новой технике, надо быть квалифицированным летчиком. Поэтому сначала летали в простых метеоусловиях, затем в сложных, когда оборудовали приводные радиостанции, начали летать в облаках и за облаками.

В 1951 году полк стал переходить на реактивную технику – Як-17. Обучение в основном проходило в селе Лопатино Вадского района. Истребитель Як-17 хоть и боевой, но у него был большой недостаток – топлива хватало максимум на 30-40 минут. То есть за полчаса полета летчик должен был успеть взлететь, выполнить свое задание и приземлиться.
В 1952-1953 годах летный состав 786-го полка переучивался на реактивные боевые самолеты МиГи.
Технику в полк поставляли разную и уже полетавшую. Новых самолетов практически не было. Основная задача истоминских полков охранять Горьковский промышленный район и дальние подступы к Москве. Дежурство несли по графику: один день - 786-й полк, другой – 423-й. За всю службу Павла Алексеевича особо серьезных инцидентов не было. Но все же непредвиденные ситуации случались.

- В 1957 году по заданию командования мы летали в Новосибирск, - вспоминает Левченко.
– И так получилось, что мне лично пришлось выгонять с территории американского шпиона. Тогда все прошло удачно. В Новосибирске Левченко предлагали остаться нести дежурство, но он вернулся в Истомино. В 1960 году его перебросили в состав соседнего 423-го полка. Но вскоре этот полк был расформирован, и Павел Алексеевич продолжил службу в других частях. Вообще, в 60-е годы авиации пришлось несладко. Тогда Н.С. Хрущев заявил, что авиация нам не нужна, врагов можно сбить ракетами. Но, как показало время, одних ракет все-таки недостаточно, нужно еще загонять самолеты под прицел.

Через несколько лет вернулся в родной 786-й полк Павел Алексеевич уже в должности заместителя начальника штаба по боевому управлению. В его обязанности входило наблюдать за воздушной обстановкой, руководить личным составом на командном пункте. Летать Левченко уже больше не пришлось. Истоминский полк был на хорошем счету – его награждали знаменами, передовых летчиков поощряли денежными вознаграждениями.
Большую помощь полк оказывал Горьковскому авиационному заводу. Все самолеты, которые выпускал завод, испытывали истоминские летчики, и в случае чего авиастроители сразу устраняли недоделки.
В 1972 году Павел Алексеевич ушел в запас. На его счету было более 2,5 тысячи летных часов.

Бытует мнение, что все шоферы и летчики – очень суеверны. Но майор Левченко с улыбкой опровергнул сложившийся стереотип, признавшись, что никогда ни в какие приметы не верил и не верит. Наоборот, у нашего героя 13 – любимое число. Он окончил 13-ю спецшколу, 13 декабря расписался с супругой, 13 числа получил удостоверение летчика первого класса. Со своей супругой Анной Васильевной Левченко познакомился еще в студенческие годы в Борисоглебске. Девушка работала в пищеблоке в училище. Расписались молодые в 1949 году.
Супруги воспитали троих детей: сыновей – Валерия и Владимира, дочь Ольгу. Павел Алексеевич - счастливый дедушка и прадедушка, у него пять внуков и подрастают пять правнуков.
Они - самые частые и почетные гости в доме. С авиацией из семьи больше никто не связан. Любимый праздник ветерана – 23 февраля.

Павел Алексеевич - ветеран труда, ветеран Вооруженных Сил, награжден медалями “За боевые заслуги”, “За воинскую доблесть”, “За безупречную службу”.

А. БУЛЫГИНА
На снимке: П.А. Левченко.
Фото А. РОДИОНОВА

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Глеб Никитин провел рабочую встречу с главой Российского экологического оператора Денисом Буцаевым
Нижегородцев приглашают к участию во Всероссийской акции по сбору макулатуры #БумБатл
Нижегородских социальных предпринимателей приглашают принять участие в межрегиональном форуме «Добрый бизнес»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПДКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна