ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ

СТРАТЕГИЯ

МЫ ВМЕСТЕ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

17:40 27.07.2012| Земляки | Версия для печати

Он был ракетчиком, а потом и радистом

Наша страна отмечает замечательный праздник – День Военно-Морского флота, и в этот день хочется почествовать нашего земляка, моряка-подводника Владимира Николаевича Хохлова, который также еще много лет отдал гражданскому флоту, а в настоящее время активно работает в общественной организации «Клуб моряков-подводников».

Владимир родился и вырос в Правдинске на ул. Горького, а потом их семья переехала на Крюковку, где он и живет по сей день. Его отец, Николай Андреевич, с ноября 1939 года по июль 1947 года находился в действующем Военно-Морском флоте, прошел две войны и в звании главного старшины невредимым вернулся домой.

Да! Рассказать ему было что! Получив военную специальность турбиниста, служил на крейсере «Каганович» во Владивостоке, а когда угроза нападения Японии на Дальний Восток отпала, был переведен в самое пекло боев на море - Северный флот, где на фрегате американской постройки нес нелегкую и опасную службу по проводке караванов с продовольствием и вооружением союзников для нашей страны, участвовал в исторически знаменитом конвое каравана PQ-17. В мирное время бессменно работал турбинистом (флот дал ему специальность) на ТЭЦ Балахнинского бумкомбината.

До последних дней жизни он вел кружок судомоделирования для правдинских ребят в детском секторе Дома культуры. Честь ему и хвала! Володина мама, Анна Александровна, всю жизнь проработала медсестрой в Правдинской больнице.
Пришло время, и Владимир был призван на военную службу. В учебном отряде Северного флота он изучал боевую ракетную технику подводных лодок. После успешного завершения учебы в отряде по распределению попал в 16-ю дивизию стратегических ракетоносцев Северного флота, которая базировалась в губе Оленья.

Несколько слов о подводных лодках проекта 629 и о ракетоносце К-142, на котором Владимиру довелось служить. Техническое задание на разработку дизель-электрической подводной лодки, оснащенной баллистическими ракетами, было получено в мае 1954 года, но в 1956 году оно было переработано.

Изначально хотели строить лодки под ракетный комплекс Д-2, который еще только создавался. И тогда генеральный конструктор Н.Н. Исанин предложил, чтобы одно другому не мешало, устанавливать на эти лодки уже испытанный комплекс Д-1, но заложить в них возможность дальнейшей модернизации по мере появления более мощных ракетных комплексов. В качестве базы для строительства взяли уже отработанный 641-й проект субмарин.

Впервые в СССР стали проектировать лодки, специально предназначенные для ракетных комплексов баллистических ракет. Каждая субмарина несла три баллистические ракеты Р-13, размещенные в ограждении рубки.

Головные Б-92 и Б-93 были заложены в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре в 1957г., а в конце 1958г. они одновременно вышли на испытания. После этого началось их серийное строительство, которое завершилось в 1962г. На Севере их построили шестнадцать, на Дальнем Востоке -восемь, в том числе одна дальневосточная была построена для КНР.

Как и предполагалось, с появлением более мощных ракет подводные лодки этого проекта активно модернизировались. В частности, шестнадцатый по счету в серии корабль К-142 уже был построен по проекту 629Б, но вскоре был модернизирован под проект 629А. Его длина составляла 98,9 м, ширина - 8,2 м, скорость под водой - 12 узлов, надводная - 14 узлов, предельная глубина погружения - 360 м, автономность плавания - 70 суток, экипаж – 89 человек.

Когда Владимир прибыл на базу в губу Оленья, К-142 находилась в первой линии готовности. (Экипаж здоров, механизмы и вооружение исправны). Экипаж сдавал боевые задачи, а как известно, их - шесть. Естественно, после теоретических дисциплин - выходы в море. А последние две задачи – практические стрельбы ракетами и торпедами. Стреляли много, особенно ракетами. К тому времени К-142 была знаменита уже тем, что стала самой первой лодкой в нашей стране, совершившей пуск баллистических ракет из-под воды.

Они первыми испытали новейший на то время ракетный комплекс Д-4 с ракетами Р-21 с подводным стартом. При стрельбе ракетами у них – у ракетчиков – особое состояние души. Каждая ракета на старте ведет себя строго индивидуально: шумят по-своему и толкаются по-разному. Но уже когда она выходит из шахты – все с замиранием слушают, и вот последний толчок, лодка как бы приседает, и ракета пошла. Все ракетчики с облегчением выдыхают. При стрельбе залпом и шума больше, и лодка получает значительный толчок.



После выполнения всех учебно-боевых задач корабль готов нести боевое дежурство в заданном районе мирового океана. Первая автономка Владимира была прервана приказом вернуться на базу. Их ракетоносец с боевыми ракетами и торпедами поставили в готовность в Ара-губе. Вторая автономка без происшествий не обошлась. В феврале 1971г. в полной боевой готовности лодка вышла из базы и взяла курс в открытое море. Прошли противолодочные рубежи и вышли в Атлантику. В районе Озерских островов К-142 шла под РДП (работа дизелей под водой), держали глубину 6-8 м, как вдруг обнаружили, что попали под прицелы английского разведывательного самолета «Шелктон».

С самолета незамедлительно сбросили сигнальный буй, работу которого все в подводной лодке слышали очень четко. Пришлось срочно покинуть место обнаружения в подводном положении. Уходили несколько суток, натовцы не давали возможность всплывать. В отсеках не стало хватать кислорода для дыхания, моряки себя чувствовали очень плохо. Ситуация напоминала обстановку, которую сумели показать в кинофильме «Командир счастливой «Щуки». Подводников выручила внезапно появившаяся в этом районе наша плавбаза «Тобольск».

Подводная лодка поднырнула под корабль, и самолеты потеряли её. Выполнив боевое дежурство, К-142 возвращалась на базу. При проходе Фареро-Исландского противолодочного рубежа разыгрался шторм огромной силы. Вышли из строя носовые горизонтальные рули, легкий корпус задрало от самого носа до рубки. Когда шторм прекратился, экипаж К-142 своими силами устранил поломки и благополучно вернулся домой. После автономки экипаж отдыхал в Зеленогорском санатории под Ленинградом.

Пришло время демобилизации. Тут Владимира вызывает командир подводной лодки и просит его и еще двух специалистов остаться на месяц и помочь подготовиться ракетчикам к выполнению боевой задачи. Пришлось ДМБ отложить. Все знают, как «годки» считают не только дни, но и часы до дембеля, но Владимир – человек долга.

После демобилизации мечта о дальнейшей судьбе моряка не оставила его, и в 1971г. Владимир поступает в Ленинградское мореходное училище, которое закончил и получил новую флотскую специальность – специалист радиосвязи и радионавигации. Сначала работал на береговых радиостанциях, а потом уехал за Полярный круг в Тикси, где в должности начальника радиосвязи ходил в море на разных судах, а последние три года бороздил мировой океан на теплоходе «Эдуард Толль», неоднократно пересекал экватор, заходил в порты многих стран. Его теплоход обеспечивал экспедицию по исследованию районов залегания ценных минералов в Тихом океане. В Тикси Владимир женился. Его супруга, Валентина Петровна, тоже работала на радиостанции. У них двое детей.

В 1993г. Владимир с женой приехал в Правдинск и поселился в родительском доме. Морская служба для Хохлова закончилась, и он стал заниматься предпринимательской деятельностью. Когда я познакомился с Владимиром, то предложил принять участие в создании клуба моряков-подводников. Он горячо откликнулся. Теперь это незаменимый и самый активный участник клуба.

От имени актива клуба моряков-подводников, от себя лично с огромным удовольствием поздравляю Владимира Николаевича с Днем Военно-Морского флота, а также с прошедшим Днем морского флота РФ и желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов в общественной работе и предпринимательской деятельности.

Л. МАРТЫНОВ, председатель ОО «Клуб моряков-подводников»
На снимках: моряк-подводник Владимир Хохлов; стратегические ракетоносцы проекта 629; В.Н. Хохлов.
Фото из архива семьи Хохловых и А. Родионо

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Глеб Никитин провел рабочую встречу с главой Российского экологического оператора Денисом Буцаевым
Нижегородцев приглашают к участию во Всероссийской акции по сбору макулатуры #БумБатл
Нижегородских социальных предпринимателей приглашают принять участие в межрегиональном форуме «Добрый бизнес»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПДКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна