В хронике дорожных происшествий немало случаев, когда страшная дорожная авария происходит по вине водителя, уснувшего за рулем из-за переутомления. Он слишком долго находился в пути, слишком спешил и давно не отдыхал – финал печален. Особенно трагическими бывают последствия, если такое случается с водителем автобуса или большегруза.
Чтобы этого не происходило, Федеральным законом от 14 июня 2012 года предписывается на транспортных средствах ряда категорий устанавливать специальные приборы – тахографы, являющиеся техническим средством контроля за соблюдением водителями режима движения, труда и отдыха. Свой комментарий по этому поводу дает начальник ОГИБДД по Балахнинскому району майор полиции Алексей Анатольевич ЕЖОВ.
- Тахограф – электронный прибор, который фиксирует время движения автотранспорта и скорость, с которой он движется, а также время отдыха водителя. В каких случаях особенно могут пригодиться эти показания прибора?
- Наряду с иными техническими средствами, такими как Глонасс, видеорегистраторы, тахографы содержат сведения, которые могут служить доказательствами по делам об административных правонарушениях, а также могут быть приобщены в качестве доказательств при проведении органами следствия и дознания соответствующих следственных действий, в ходе установления причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий.
- Кому вменяется в обязанность установка на автомобили тахографов?
- Обязанность по оснащению транспортных средств тахографами возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Это требование закреплено статьей 1 Федерального закона от 14 июня 2012г. №78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». А статьей 7 указанного Закона установлена соответствующая ответственность водителей за управление транспортным средством с нарушением правил использования тахографов, а также режимов труда и отдыха.
- Когда это требование вступает в силу?
- Нормы указанных статей Закона вступают в силу с 1 апреля 2013 года. Но есть одно уточнение. В соответствии с пунктом 8 (1) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, находящиеся в эксплуатации транспортные средства ряда категорий, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) с 23 января 2012г. В первую очередь это касается автобусов, а также транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
- В отличие от тахографов, ремни безопасности давно известны всем и каждому. Что может быть нового в их использовании?
- С 1 января 2012г. введены в действие требования, согласно которым сиденья транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов, должны быть оснащены ремнями безопасности. Исключением являются откидные сиденья и сиденья, предназначенные для использования исключительно в неподвижном транспортном средстве.
- Все ли выполняют эти требования?
- К сожалению, не все. Что касается установки тахографов, работа началась сравнительно недавно. За отсутствие ремней безопасности давно привлекаем к административной ответственности.
Факты нарушения требований Технического регламента выявляются в процессе надзора за дорожным движением, а также по результатам проводимых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или в ходе установления причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий. В таких случаях собственникам транспортных средств вносятся обязательные для исполнения предписания.
В случае неисполнения собственниками (владельцами) требований законодательства в области безопасности дорожного движения, соответствующая информация направляется в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.