ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

18:01 20.02.2013| Земляки | Версия для печати

Его родным кораблем была К-59

Наш земляк А.И. Клюев проходил действительную службу на Тихоокеанском флоте.
Накануне всенародного праздника – Дня защитника отечества - мне хотелось бы рассказать еще об одном нашем моряке-подводнике Алексее Ивановиче Клюеве.



Алексей Иванович родился и вырос в Сергеевке. У Клюевых семья была большая: отец, мать и семеро детей. Отец Алексея, Иван Васильевич, работал токарем в механическом цехе Чернораменского торфопредприятия, а на долю матери, Анфисы Федоровны, выпали обязанности по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Как вспоминает Алексей Иванович, если бы не забота матери и не скотина, которую удавалось содержать в труднейшие военные и послевоенные годы, невозможно было бы выжить такой большой семье. Алексей учился в чернораменской школе №10, а потом поступил в техническое училище №6, которое находилось в Городецком районе, выбрал профессию столяра-краснодеревщика. После окончания училища по 4-му разряду в числе отличников был направлен на работу по приобретенной специальности в г. Омск, а 6 мая 1962 года оттуда был призван на действительную службу на Тихоокеанский флот.

В 51-м учебном отряде подводного плавания во Владивостоке получил воинскую специальность специального трюмного по обслуживанию атомных реакторов подводных лодок. По распределению попал служить на атомный подводный ракетоносец с крылатыми ракетами К-59 659 проекта. Атомоход в то время находился в ремонте после длительного похода и стоял в доке судоремонтного завода «Звезда» в поселке Большой Камень. Получилось так, что спецтрюмных на лодку направили больше, чем требовалось, и Алексею пришлось осваивать новую специальность рефрежераторщика уже по ходу службы. Определили его в 8-й отсек лодки на боевой пост по обслуживанию пароэжекторной машины Э-350 и других корабельных систем. Э-350 снабжала атомные реакторы подводной лодки дистилатом (дистиллированной водой).

Несколько строк о подводных лодках 659 проекта. Это атомные подводные ракетоносцы с крылатыми ракетами П-5, которые по теперешним меркам были небольшого радиуса действия, предназначенные, в основном, для поражения береговых целей потенциального противника. Ракеты размещались в шести горизонтально расположенных контейнерах, которые в боевое положение попарно поднимались из надстройки под углом в 14 градусов. Таких лодок было построено всего пять, и все они несли службу на Тихоокеанском флоте. К тому времени в нашей стране уже поступали на вооружение более мощные ракетные комплексы, способные поражать цели на более дальнем расстоянии и противостоять крупным авианосным соединениям противника. Было принято решение 659 проект не модернизировать, а спроектировать более крупные корабли. Появились новые ракетоносцы 675 проекта, а все устаревшие ракетоносцы по проекту 659 Т переделали на торпедные. Ракетные контейнеры сняли, вырезы в легком корпусе зашили, увеличили объем торпедного вооружения, и лодки продолжили боевую службу вплоть до середины 90-х годов прошлого столетия.

После докования и соответствующих испытаний К-59 в бухте Павлова стала готовиться в «автономку» - автономное боевое дежурство в заданном районе Мирового океана. Поздней осенью 1963 года атомоход вышел в открытое море. Для Алексея Клюева это была, как потом оказалось, и последняя «автономка». Началась размеренная походная жизнь. Вахта, отдых, снова вахта.

Ничто не предвещало беды. Была ночная вахта. Механизмы работали исправно. Глубина – 240 м. Как вдруг корпус подводной лодки резко подбросило и стало бросать из стороны в сторону, послышался грохот, вырубилось основное освещение. По кораблю объявили боевую тревогу, а потом и радиационную опасность. Приказали включиться в изолирующие противогазы ИП-46. Лодка стала быстро всплывать. Как только всплыли, всем приказали выйти на верхнюю палубу. Лодку стали вентилировать. Запомнилось, что была ночь и очень жарко. Потом из разговоров узнали, что лодка ходила в район Кубы, а когда возвращалась, в районе экватора с атомоходом и случилась эта авария. Вышел из строя один из парогенераторов. Атомный реактор пришлось заглушить, и лодка через несколько дней пришла на базу в бухту Сельдевая на Камчатке.

Экипаж поселили на плавбазу «Нева». Там Алексей встретил своего земляка с Чернораменки Мишу Сазонова, который состоял в резервном экипаже. Было много всяких слухов. Рассказывали, что между нашим командиром подводной лодки и старшим на борту адмиралом произошла перепалка. Командир настаивал на продолжении выполнения боевой задачи, а адмирал требовал возвращения на базу. В результате командир подчинился приказу.

Потом официально объявили, что наша подводная лодка на предельной глубине прошла над кратером действующего безымянного вулкана, который и повредил атомоход. Внутрь помещений попала часть радиоактивного пара. Многие старослужащие и офицеры обращались в санчасть, а их отпустили на 3 месяца в отпуск. Тут уж не до радиации. Алексей отпуск провел дома, а когда вернулся на службу, продолжил ремонт своего заведования. До конца службы они занимались ремонтом корабля, на непродолжительное время выходили несколько раз в море, но в «автономку» корабль уже не посылали. В октябре 1966 года Алексей демобилизовался и вернулся домой.

По своей основной специальности работы не было, пришлось осваивать другие профессии. Работал водолазом на спасательной станции, слесарем на ЗМЗ и БЗММ, старшим мастером на ПЗРА. Алексей в техническом училище и на флоте занимался спортом, участвовал в соревнованиях по боксу, любил ходить на охоту и рыбалку, с огромным удовольствием работал на даче в Сергеевке, а из урожая плодов и ягод изготавливал домашние вина. А еще у Алексея была страсть к рисованию. Написанные маслом картины и сейчас украшают квартиру Клюевых.

К великому сожалению, приходится о всех его делах и увлечениях говорить в прошедшем времени. В самом расцвете сил Алексея Ивановича настигла тяжелая болезнь. Сейчас он инвалид и живет в поселке Гидроторф. У него двое взрослых сыновей. Недавно с супругой Людмилой Павловной отметили 40-ю годовщину совместной жизни. Алексей Иванович, несмотря на недуг, не растратил бодрости духа, ведет активный образ жизни, не залеживается. Он с большой гордостью рассказывает о своей службе на флоте, с любовью вспоминает своих боевых товарищей. В прошлом году Алексей Иванович вступил в наш клуб моряков-подводников.

От имени актива клуба моряков-подводников я поздравляю Алексея Ивановича с Днем защитника Отечества и наступающим Днем подводного флота России! Желаю ему оставаться оптимистом и никогда не терять бодрости духа!

Л. МАРТЫНОВ, председатель ОО «Клуб моряков-подводников»
На снимке: моряк-подводник А.И. Клюев.

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг более чем на 27 млн рублей
Социальные предприниматели и НКО смогут получить 200 тысяч рублей на продвижение своего проекта в рамках конкурса «Бизнес-Мост»
Нижегородцев приглашают к участию в ежегодной международной патриотической акции «Диктант Победы»
Нижегородские компании приглашаются на бесплатное обучение по работе с маркировкой разных групп товаров
В Нижегородской области проходит фольклорная экспедиция

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна