Размышления о сегодняшнем состоянии русского языка. Без воздействия «великого русского слова» невозможно улучшить ни дух, ни душу российского народа. Сегодня - Международный день родного языка. И это лишний раз заставляет нас задуматься о сегодняшнем состоянии русского языка. Конечно, мы понимаем, что он изменчив. Он живой, как сама жизнь. Он развивается и впитывает, как губка, все, что происходит в обществе. Не случайно язык считают своеобразным хранилищем истории и духовной культуры народа. И потому то, что происходит сегодня с нашим языком, не может нас, учителей-словесников, не беспокоить.
Что мы видим и слышим вокруг? Что слышат наши дети? Какой речью они окружены? Далеко не образцовой. Словесное хамство, пошлая и жаргонная лексика, рекламный сленг - все это обрушивается на наших детей отовсюду. И в первую очередь - с телевизионных экранов. Подрастающему поколению, в большинстве своем, сегодня, в век всеобщей информатизации и компьютеризации, просто некогда читать хорошие, добрые книги, некогда общаться «в живую» с родителями и друзьями - они заняты просмотром телевизионных программ, шоу и сериалов, компьютерными играми и, пожалуй, что самое главное - общением в социальных сетях, где не нужно соблюдать никаких правил: ни языковых, ни культуры общения.
Зато можно безграмотно писать, бездумно ломая и сокращая слова. Все это постепенно входит в привычку, и для «продвинутых» детей, очень много времени проводящих в Интернете, становится нормой давать односложные или поверхностные ответы и, наоборот, вызывает трудность составление развернутого убедительного суждения. Меня, как учителя, настораживает и тот факт, что детей сегодня «пугают» большие тексты, я не говорю сейчас о толстых книгах, а именно о текстах. Зачастую подростки, для которых русский язык является родным, после прочтения текста на русском языке не могут сказать, о чем он. Ведь совсем недавно, лет десять-пятнадцать назад, большинству ребят в классе это было под силу, а сейчас лишь единицам.
В чем же причина таких разительных перемен? Как заинтересовать детей чтением, научить их понимать прочитанное, научить вживаться в текст, вникать в него? Наверное, нет ни одного учителя-словесника, который ни пытался бы найти ответы на эти вопросы и даже решить их. Казалось бы, все способствует решению этих проблем: и задания единого государственного экзамена, и новые образовательные стандарты, и система предметной внеурочной деятельности, и всевозможные творческие конкурсы для учеников. Только учись, участвуй и развивайся. Но все это срабатывает лишь на отдельных детей. Большинство же остается «за бортом».
Почему? Наверное, во многом и потому, что сегодня не модно быть грамотным и культурным. Модно быть деловым, богатым и гламурным, то есть «крутым». Этот образ насильно насаждается нашим детям с экранов TV и страниц глянцевых журналов. А мы, школьные учителя, сообща с библиотечными работниками, пытаемся вернуть детей в мир «прекрасного, доброго, вечного». И хорошо, если нашими союзниками являются семьи, где еще читают и обсуждают хорошие книги, где на первом месте живое, доброе слово, а не телевизор и компьютер. Наверное, пришло время нам всем понять, что как бы ни были востребованы сегодня компьютерные технологии, без чтения классической литературы, без звучания образцового литературного слова, без сохранения «великого и могучего» русского языка каждым из нас, невозможно говорить о достаточно высоком уровне развития нашего общества.
Хочется верить, что все эти волнующие учителей-словесников проблемы будут услышаны обществом, ведь касаются они каждого. Хочется верить и в то, что наши чиновники от образования не уберут из школьной программы старшеклассников пока еще обязательные три часа русской литературы и один час русского языка. Хочется верить в здравый смысл и силу нашего языка, о котором И.С. Тургенев сказал так актуальные сегодня слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Т. МАРТЫНЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №18