ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

ВАМ РЕШАТЬ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ

Балахнинский филиал ГКУ НО «Нижегородский центр занятости населения» проводит Ярмарку вакансий и учебных рабочих мест 10 ноября 2022 с 09.00 до 12.00 в МБУ ЦДОД «Дом Москвы»
Пресс – релиз о ситуации на рынке труда и по содействию занятости граждан на 01 ноября 2022 года
Внимание, граждане, ищущие работу!

ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

18:46 15.04.2013| Земляки | Версия для печати

Из поколения фронтовиков

Фамилия Петелиных известна многим педагогам Балахны. Горожане нескольких поколений лично знакомы с Зоей Васильевной Петелиной, знали ее мужа Николая Николаевича. Но не всем известно, какую непростую, но правильную жизнь они прожили.
12 апреля 90 лет назад в деревне Шишкино, что в 10 км от г. Гороховца, родилась Зоя Васильевна Петелина.

Восьми лет Зою отец отвез в школу в город Гороховец. Школу способная девочка окончила на «отлично» и хотела поступать в институт инженеров водного транспорта, на выбор повлияло то, что ее отец работал на судостроительном заводе.
Вечером 21 июня 1941 года в школе, которую окончила Зоя, проходил выпускной бал. Вчерашние десятиклассники были переполнены счастьем, мечтами. Впереди такая долгожданная взрослая жизнь. Выпускники гуляли всю короткую июньскую ночь и с зарей разошлись по домам.

И вдруг в 12 часов 22 июня по громкой связи грянуло страшное слово «Война!». Зоя, верная своей мечте, в первое военное лето все же поступила в водный институт в Горьком. Но проучилась в нем немного, город стали сильно бомбить, и студенты разъехались по домам. В Гороховце хрупкая девушка стала работать на сборке мин: устанавливала заряд и взрыватель. Было очень опасно и холодно, работали под открытым небом зимой 1941-1942 годов. Зоя тяжело заболела, а когда выздоровела, ее направили инспектором в собес в отдел пенсий. Там Зоя проработала до весны 1942 года. И в этом же году ушла добровольцем на фронт. Отбор был очень тщательным, военно-медицинскую комиссию пришлось проходить в Москве. Зоя попала в спецчасть ВНОС (Воздушное наблюдение, оповещение и связь).

Служба требовала изучить все типы военных и транспортных самолетов врага, союзников и советских, знать их силуэты на фоне неба, звук двигателей. Три месяца в Звенигороде прилежная девушка изучала технические характеристики самолетов. После обучения девушек распределили на посты. Они представляли из себя вышки, под основанием которых были вырыты землянки. На вышке дежурил наблюдатель, под землей -телефонист.
Зою Васильевну назначили начальником поста. Первое время необстрелянным девчонкам было очень страшно. Пугались шума ночного леса, казалось, к вышке ползет диверсант. Но всего страшнее - летящие на «бреющем» вражеские штурмовики. Первый раз девушки очень напугались и все забились в землянку, ведь из оружия была только винтовка.

Потом они стыдились такой слабости, но понять их можно, ведь им было всего по 19-20 лет. Затем девушек перебросили из ближнего тыла в прифронтовую полосу. Там уже была только радиосвязь. Вновь Зое пришлось учиться – теперь уже радиоделу.
Она и еще три девушки-телефонистки прошли дополнительные курсы, изучили рацию, азбуку Морзе, научились работать на ключе. И девчонок перебросили на самые дальние рубежи перед Москвой. Девушки-радистки передавали большой объем боевой воздушной информации. Так и шла их служба до конца войны.
После Победы фронтовичка вернулась в родную деревню под Гороховцом. Семья была большая, шестеро детей, а Зоя - самая старшая. В семье было непозволительно вести праздный образ жизни. И поэтому через две недели после возвращения отец устроил девушку на завод экономистом.

Но работа Зое не нравилась, кабинетная, постоянные расчеты. И девушка вместе с подружкой по совету тетушки поступила на филологический факультет Горьковского пединститута, благополучно его закончила. В институте встретила своего будущего мужа Николая Николаевича, тоже фронтовика, полюбили друг друга, поженились. Молодых учителей распределили в Балахну. Но мест в городских школах не было. Пришлось работу начинать в поселке Правдинск. Николай Николаевич стал работать завучем в мужской школе, Зоя Васильевна - в женской. Она попала в очень хороший педагогический коллектив. Начинающий преподаватель изучал дело с азов. Старшее поколение учителей щедро делилось профессиональным опытом. Это были учителя старой формации: очень культурные, тактичные, требовательные к себе и другим.

Дисциплина на уроках у них была идеальная. Причем не из-за строгости учителей, просто все дети с воодушевлением работали, постигая базовые школьные дисциплины. Повысить голос на ученика тогда считалось верхом непрофессионализма.
Это правило на всю жизнь Зоя Васильевна запомнила. Хотя и тогда дети были сложными, очень много было сирот. Но это такие же дети, только отличавшиеся ранимостью и повышенным чувством справедливости. Учителей они считали родными.
Затем З.В. Петелина перешла работать в школу №9, а потом в техникум. Здесь она в общей сложности проработала пять лет. Ребята тогда учились целеустремленные, хорошисты. Все пришли получать престижную специальность и среднее образование, хотя литературу и русский язык они основными предметами не считали.

В скором времени последовало очень правильное и своевременное решение правительства ввести в профессионально-технических училищах среднее образование. Заместитель директора СПТУ-22 В.Н. Догадин пригласил Зою Васильевну преподавать в училище. Она рискнула и проработала там до пенсии. В своем выборе не разочаровалась. В училище были хорошие руководители. В первую очередь, это А.И. Енученко – отличный, тактичный руководитель, В.Н. Догадин – тоже фронтовик, деликатный и мудрый хозяйственник. При них об училище знала вся энергетика страны. Балахнинские учащиеся-практиканты, выпускники работали на монтаже практически всех крупнейших электростанций России. И работали так, что потом они на производство приходили не по годам с высоким разрядом.

Как ни странно, но тогда педколлектив училища был собран из лучших педагогов школ. Это Тамара Николаевна Осветимская, Лидия Петровна Горбачева, Раиса Васильевна Тятюшкина, Андрей Лазаревич Круглов. С ними было очень интересно работать. Они учили ребят так, что к ним в Балахну за опытом приезжали преподаватели из других городов СССР и даже из Москвы, Ленинграда.
В училище была богатая фонотека с голосами русских поэтов. Учителя проводили для учащихся тематические вечера. Зоя Васильевна очень любила творчество С. Есенина, В. Высоцкого. Ученики на этих вечерах по-настоящему открывали творчество этих самобытных поэтов. Ребята были очень отзывчивы и с большой радостью принимали участие в литературных вечерах, с интересом посещали уроки.

Пришло время Зое Васильевне уходить на пенсию. Первые годы было тяжело и трудно без дела. Но потребовалась помощь близким. У старшей дочери был сын, ей надо было помогать. Зоя Васильевна ездила к ней очень часто в Горький. Потом научилась вязать, это стало основным хобби, а самым любимым занятием был сад. И тогда, и сейчас Зоя Васильевна без дела себя не представляет.
- Вот 90 лет прошли, - говорит З.В. Петелина, - а мне кажется, что они прошли быстро-быстро и хотелось бы еще пожить.

В. МАРУНИН
На снимках: З.В. Петелина - заслуженный работник профтехобразования, ветеран войны и труда, воспитавшая двух дочерей - врача и ученого.
Фото автора и из семейного архива Зои Васильевны

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
157 новых автомобилей получат нижегородские медучреждения по программе модернизации первичного звена здравоохранения
Глеб Никитин: «Региональная программа по привлечению кадров в медицину будет расширена со следующего года»
Первый региональный слёт «серебряных» волонтеров Нижегородской области собрал 200 участников из 50 муниципалитетов
«Поезда здоровья» в этом году побывали в 622 населенных пунктах Нижегородской области
Нижегородский опыт реализации проекта «Навигаторы детства» получил высокую оценку на межрегиональной конференции в Вологде

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна