ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

00:55 20.07.2013| Православие | Версия для печати

Там, где небо и молитва

Соловецкий монастырь: Голгофа и Воскресение.
Несколько лет назад мне довелось побывать на Валааме, посетить монастырь, где жил первый отшельник Соловецкой обители Савватий. Из Валаамского монастыря святой старец отправился дальше на север в необжитые места, желая уединения и новых духовных подвигов.



Соловки, покрытые языческими капищами прежних времен, были для этого идеальным местом. В Древней Руси верили, что там, за холодным морем, начиналась преисподняя. И спустя столетия соловецкие иноки считали себя живущими на краю «вселенныя, идеже солнце позна запад свой».
Понять отшельников, ощущавших границу человеческого мира, помогла встреча со святынями и историей Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря в Александро-Невском кафедральном соборе Н. Новгорода, состоявшейся в начале этого года.

Крест преподобного Савватия и иконы преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких – первых подвижников Русского Севера с частицами мощей в долгом пути сопровождал наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). По случаю прибытия в соборе была отслужена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В конце службы архимандрит Порфирий (Шутов) в проповеди к прихожанам обратил внимание на непростую и трагическую историю Соловецкой обители, на исключительную роль монастыря в истории Отечества, участвовавшего в преодолении Смуты и восстановлении государственности. В 2013 году этим событиям исполняется 400 лет и 20 лет перенесению мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких из Санкт-Петербурга на Соловки. Ознакомиться с фактами жизни насельников можно было на выставке, развернувшейся в подклети собора.

Выставку «Соловки. Голгофа и Воскресение. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем» привез музей. Он представил уникальные фотографии монастыря разных лет и священнослужителей, находившихся в обители, превращенной в Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения – СЛОН. Лагерь существовал в 1923 – 1939 гг. Подлинная дверь камеры с окошечком, перекрытым колючей проволокой, и черная решетка, отделявшая узников от внешнего мира, – все производило неизгладимое впечатление. Посетители останавливались возле воссозданной камеры, подолгу рассматривали фотографии заключенных нижегородских священников, среди которых находился дед нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Василий Гундяев.

Содрогание вызывают истории новомучеников. В 1924 году митрополит Нижегородский Евгений (Зернов) был приговорен к трем годам концлагеря с последующей высылкой на три года. До 1927 года владыка находился в заключении. В Соловецком лагере он был признан старшим среди епископов и остался им по общему согласию епископов даже после того, как туда прибыли и более старшие по рукоположению.

В 1926г. святитель принимал участие в составлении «Соловецкого послания». Знаменитая «Памятная записка» - обращение к «правительству СССР» православных епископов - обличала богоборчество советской власти. Дух документа преисполнен непоколебимой твердости во всем, что касается собственно свободы церковной жизни, совершенно чужд и малой тени соглашательства, безбоязнен в свидетельстве правды и свободен в своем мнении. В документе изложены факты гонения на церковь и заявлено, что «политический донос совершенно несовместим с достоинством пастыря».

В концлагерь по приговору особого совещания при коллегии ОГПУ в июне 1928г. был заключен на три года викарий Нижегородской епархии, служивший в Балахне епископ Краснобаковский Онисим (Пылаев). На епископа лагерным начальством была возложена обязанность зажигать маяк, что было непросто. Надо было в утлой лодчонке в любую погоду плыть к маяку, часто из-за непогоды ложась на дно лодки, зажигать огонь на маяке и, не имея возможности отогреться, возвращаться. После отбытия срока епископа сослали в Архангельск и через семь лет расстреляли.

В святцах 2000г. появился новый праздник – Собор соловецких новомучеников и исповедников, приходящийся на 10 (23) августа. На сегодня в составе Собора почитаются 60 человек. Среди них митрополит Нижегородский Евгений (Зернов) и епископ Краснобаковский Онисим (Пылаев). Патриарх Алексий II сопоставил их побеждающий смерть мученический подвиг с мученичеством первых христиан.
Все дни работы выставки демонстрировались фильмы. Один из них снимался в 1928 году и был немой. Лента приукрашивала жизнь заключенных и предназначалась для общественности Запада, возмущенной доходившими слухами о жестоких порядках на острове.

Другой фильм рассказывал об академике Д.С. Лихачеве, репрессированном в 30-е годы прошлого столетия и отбывавшем срок в лагере по политическим мотивам. За месяц до своей кончины в 1999 году Дмитрий Сергеевич предсказывал: «По моему глубокому убеждению, возрождение России начнется с Севера. Это сокрыто от нас до времени. Весь Север полит кровью. Столько мучеников – это не может не дать плод. Возрождение – оно только на крови происходит, без пролития крови не бывает прощения». За 16 лет, пока Соловки были местом заключения, через них прошли десятки тысяч узников – взрослые и дети, русские и инородцы, духовенство и атеисты, уголовники и политические, ученые и малограмотные, аристократы, военные, крестьяне. Будто вся Россия совершала принудительное паломничество к православной святыне.

После ухода НКВД в 1939г. архипелаг перешел в руки военных – учебного отряда Северного флота, размещавшегося здесь до 1957г. В 1942-1945 гг. на базе отряда действовала знаменитая соловецкая школа юнг. Здесь обучали морским специальностям подростков, многие из которых потеряли на войне родителей. После окончания учебы они уходили на фронт, пополняя экипажи боевых кораблей. Среди них были и балахнинцы, в том числе бывший председатель совета ветеранов района, ныне ушедший из жизни Н.И. Сафронов.

Возрождению обители посвящен был раздел выставки, где представлены документы, связанные с началом этого периода истории монастыря. В 1967г. на Соловках возник музей, в 1989г. была создана православная община, а через год принято решение о восстановлении Соловецкого монастыря. В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 году - в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Патриарх Кирилл подчеркивал: «Очень важно, чтобы Соловецкий монастырь обрел свою былую славу, чтобы здесь как можно скорее были отреставрированы и возвращены Церкви все здания, чтобы в них осуществлялось монашеское служение. Восстановление Соловков должно объединить всех. Мы в долгу у тех, кто в заключении на Соловках был верен Христу даже до самой смерти. Необходимо, чтобы уникальное духовное, религиозное, историческое и природное значение Соловков было защищено, поддержано особым статусом этого места».
Название архипелага ассоциируется со словом «тюрьма». Но он по-прежнему остается местом, где дух побеждает плоть, а вера – страх, где человек ведет борьбу с собой, с обстоятельствами.

Некоторым балахнинцам довелось в составе паломнических групп побывать на самих Соловках. Вот что рассказала М.Г. Неверова:
- Наши впечатления о Соловках превзошли все ожидания. Холодное лето, когда средняя температура около 13 градусов, природа в первозданном виде, огромные валуны, мощные стены монастыря – все создавало особый дух. Более всего потряс остров Анзер, выглядевший более уединенным. Нам казалось, что здесь царят только небо и молитва. С трудом взбираясь под проливным дождем на его гору Голгофу, мы представляли монахов, паломников с дорожными посохами, заключенных, отправляемых в изолятор Голгофо-Распятского скита. Сколько страдальцев, прошагав по этой дороге, уже не вернулись назад? На вершине мы не почувствовали усталости. Все были промокшими насквозь, вода текла нам в обувь, но у нас как будто крылья за спиной выросли.

Каждый прошедший этот трудный долгий путь восхождения в полной мере ощутил на себе восторг соловецкого книжника XVII века: «А кто приидет… от мирскаго обычая, от суетного мятежа» «во обитель Спасову и во стяжание преподобных отцов наших Зосимы и Савватия и Германа чюдотворцев… яко птица из сети изыдет и яко серна от тенета (из силков) отбегнет, и яко от тьмы на свет изыдет! Ино тот человек яки второе (будто снова) родится свыше Духом благодати Божия».

Н. ГОРБУНОВА
На снимке: Соловецкий монастырь.

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Предприниматели Нижегородской области благодаря нацпроекту получили в 2023 году финподдержку на сумму более 64,7 млрд рублей
Франц Клинцевич отметил работу Глеба Никитина в реалиях СВО
Нижегородские школьники попробуют решить реальные проблемы производства на кейс-турнире фестиваля «ПрофПогружение»
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна