ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

19:19 16.09.2013| Актуально | Версия для печати

20 лет избирательной системе РФ. Мы выбираем

Основные этапы становления современной избирательной системы Российской Федерации и Нижегородской области.

Ушли в прошлое выборы без выбора и стопроцентная явка с таким же предсказуемым результатом. На смену имитации выборов пришла реальная борьба за место в органах представительной, законодательной и исполнительной власти.

Фактор стабильности и основа демократии


Правила диктовали история демократии и реалии российской действительности. Вместе со страной этапы становления избирательной системы прошел каждый гражданин России. И сейчас она не только соответствует общемировым нормам, но и постоянно совершенствуется. А важность стабильной в основах и «живой» системы участия жителей страны в ее управлении трудно переоценить.

«Российская Федерация исходит из того, что свободные демократические выборы, референдумы являются нормой общественной жизни страны, важной конституционной и признанной в международном сообществе гарантией внутреннего политического порядка, фактором стабильности в отношениях между государством и гражданским обществом, – отметил председатель ЦИК России В.Е. Чуров в выступлении на VI Всероссийском конгрессе политологов. - Справедливая избирательная система – основа демократического устройства государства, корректно учитывающая волеизъявление избирателей на выборах, референдумах».

Первые шаги


Начиналось все с объявления референдума по новой Конституции Российской Федерации и первых выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 1993 года. Указом Президента РФ был утвержден состав Центральной избирательной комиссии. Ее постановлением на территории Нижегородской области были образованы 6 окружных избирательных комиссий.

В новой стране необходимо было изменить все - юридические нормы, процедуры, учреждения и гарантии, обеспечивающие реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Изменения прошли на всех уровнях, и, естественно, Нижегородская область была включена в процесс преобразований.

Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов «Об избрании представительного органа власти Нижегородской области» назначены выборы в Законодательное собрание Нижегородской области, а решением «О местном самоуправлении в Нижегородской области» утверждено Положение о выборах в сельские, поселковые, городские Думы Нижегородской области.

Постановлением ЦИК РФ создана областная избирательная комиссия по выборам в Законодательное собрание Нижегородской области. Были проведены выборы в новый представительный орган власти области, а также в представительные органы местного самоуправления – 26 городских, 38 поселковых и 11 сельских Дум.

Президент РФ подписал Указ «О разработке и создании Государственной   автоматизированной   системы «Выборы», регламентирующий важный организационно-технический шаг в подсчете голосов избирателей по всей России и информировании ее жителей о ходе голосования. В Нижегородской области было издано совместное распоряжение председателя Законодательного собрания и губернатора «Об обеспечении создания государственной автоматизированной системы «Выборы», учета и регистрации избирателей Нижегородской области».

Выборы по закону


«Когда я пришла работать, в наследие от СССР остались нормативно-правовые акты в формате тонких брошюр. Проработанной, стройной системы подготовки к выборам, самой процедуры голосования не было. Сложность была еще и в том, что порой совмещались до четырех видов выборов, каждые из которых проходили по своему Положению. Многие формы бланков приходилось самостоятельно разрабатывать совместно с областной избирательной комиссией. Было много вопросов и конфликтных ситуаций из-за отсутствия четких регламентов», - вспоминает секретарь в 1993 году, а сейчас председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района Нижнего Новгорода М.Е. Садулина.

И в 1994 году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», пришедший на смену Положениям о выборах. В законе были заложены принципы проведения выборов на территории РФ и механизм защиты избирательных прав. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятый в 1995 году, закрепил сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» детализировал процесс выдвижения кандидатов избирателями и избирательными объединениями.

Обобщил законодательную работу Федеральный закон 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который служил основой проведения выборов всех уровней и был признан международным сообществом.

Значительные изменения избирательной системы последовали после принятия в 2001 году Федерального закона «О политических партиях». Во-первых, политические партии стали единственными избирательными объединениями на федеральных и региональных выборах. Во-вторых, региональные парламенты стали формироваться по смешанной системе, да и сами избирательные комиссии на 50 процентов состояли теперь из представителей политических партий.

В 2007 году выборы депутатов Государственной   Думы   проводились уже исключительно по пропорциональной         избирательной системе. Дальнейшее партийное строительство было связано с упрощением процедуры создания партий, расширением их возможностей участия в избирательных комиссиях, снижением порога прохождения партий в выборные органы разных уровней.

А совершенствование Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятого в новой редакции в июне 2002 года, все продолжалось.

За прошедшие годы были отменены строка «Против всех кандидатов» в избирательном бюллетене, «порог явки избирателей» для признания выборов состоявшимися, избирательный залог.

Был установлен единый день голосования – второе воскресенье сентября.

Срок полномочий избирательных комиссий увеличен до 5 лет.

До 18 лет снижен возраст кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований.

В процедуре голосования были ужесточены требования к организации досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления и уточнен порядок использования открепительных удостоверений.

Также был уменьшен перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов.

Политические партии, получившие более 5, но менее 7 процентов голосов избирателей, теперь могли получить депутатские мандаты.

Участковые избирательные комиссии стали формироваться на постоянной основе, а в случае выбытия члена комиссии доформирование должно происходить из резерва составов участковых комиссий.

На избирательных участках стали применяться комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы электронного голосования. Но, как показывает опыт других стран, полностью отказываться от традиционного способа голосования с использованием бумажных бюллетеней пока рано. Это связано с проблемами защиты персональных данных граждан и уязвимостью интернет-сетей для хакерских атак. Хотя потенциальная готовность Российской Федерации к использованию электронного голосования высоко оценивается зарубежными экспертами.

На всех этапах становления и развития избирательного законодательства выборы в Нижегородской области организовывала и проводила избирательная комиссия Нижегородской области.

Избирательная система Российской Федерации за 20 лет прошла путь, который в других государствах занял столетия, и сегодня соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.

Процесс совершествования продолжается


«Избирательная система в Нижегородской области выстроена в соответствии с федеральным законодательством, - отмечает С.А. Кузьменко, председатель избирательной комиссии Нижегородской области. – Вместе со страной наш регион прошел все этапы формирования современной, технически оснащенной и строго регламентированной системы избирательных комиссий, системы информирования и правового воспитания избирателей. Накопленный опыт позволяет уверенно смотреть в будущее. Вместе с этим мы готовы к изменениям, которые, несомненно, будут в непрерывном процессе совершенствования избирательной системы».

А. АПОЛЛОНОВ

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Свалки в Первомайске и Богородске исключены из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде
Региональный центр «Мой бизнес» объявил старт приема заявок на премию для самозанятых «Займись делом!»
Нижегородские предприятия приглашаются для участия в ежегодном региональном бизнес-форуме «Время экспорта»
Нижегородские модельные библиотеки стали победителями конкурса «Золотая полка»
Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна