ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

18:01 2.10.2013| Интервью | Версия для печати

Не позволяй душе лениться… Современная школа глазами директора

50 лет назад, 1 сентября 1963 года, в микрорайоне НиГРЭС торжественно открыли школу №4. Все эти годы в школе успешно трудится грамотный и квалифицированный коллектив педагогов, который и сегодня продолжает лучшие традиции, заложенные полвека тому назад, в то же время успешно внедряет новые технологии и методики преподавания. О сегодняшнем дне школы, празднующей золотой юбилей, мы попросили рассказать ее директора – учителя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Виктора Константиновича ДОНЦОВА.



- Виктор Константинович, вашей школе исполнилось 50 лет, вы работаете здесь директором уже 23 года, почти половину того времени, как существует школа. Как она менялась на протяжении этих лет?

- Надо сказать, что за эти годы многое, конечно, изменилось. Я пришел в эту школу в трудное время. В начале 90-х обстановка была очень напряженная. Учителям не выплачивалась зарплата, и она была нищенской. Не было даже возможности оплачивать коммунальные услуги. Некоторые учителя, не выдержав, уходили. Но зато это было время становления новых подходов к образованию. Хотя их сейчас многие ругают, но все равно школа – она меняется, и это так и должно быть. Потому что меняется время, меняются дети, и меняется вообще все отношение к образованию.

Были и плохие моменты, и хорошие. Но в целом, надо сказать, что, несмотря на изменения и реформы, школа выстояла. Мы смогли сохранить костяк учительских кадров, и в настоящее время у нас сложился очень хороший, талантливый коллектив, который дает детям прекрасные знания. Наши выпускники чувствуют себя уверенно по уровню знаний и в средних учебных заведениях, и в высших учебных заведениях. Никогда и нигде они не чувствуют какой-то ущербности и успешно вливаются в коллективы тех учебных заведений, в которые они поступают.

- Расскажите об итогах прошлого учебного года.

- Прошлый учебный год мы завершили хорошо. У нас нет учеников, которые бы не получили аттестата. Все наши выпускники уже определились с дальнейшей учебой. Большинство поступили в вузы. ЕГЭ наши одиннадцатиклассники сдают и получают довольно высокие баллы. Ежегодно у нас бывают медалисты – в прошлом году два медалиста, в этом – тоже два. Ежегодно у нас есть дети, которые с отличием оканчивают девять классов. Неплохие показатели участия наших детей в олимпиадах, в научном обществе учащихся (НОУ) – есть призовые места, есть победители.

Наша задача – чтобы дети как можно больше участвовали в различных конкурсах, в мероприятиях, которые дают возможность проявить себя, показать знание предметов. Вообще наш коллектив главное внимание уделяет учебе, качеству образования. Не зря за последние годы в нашей школе не убывает, а прибывает количество учеников. В этом году у нас стало больше на 20 учеников, то есть к нам идут учиться.

Школа у нас – «домашняя», у нас теплые отношения с учениками, с родителями. У нас нет хулиганов. Есть озорники, но хулиганов нет. Нет учеников, которые бы отбивались от рук.

Хорошо работают классные руководители, социальный педагог. Я уже многие годы являюсь членом районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решаем вопросы противодействия преступности, защите прав детей в школе уделяется очень большое внимание.

- Вы говорите, дети были другими, когда вы начинали работать. В каком плане они меняются?

- Раньше дети больше двигались и были более здоровыми. Больше было детей, которые усваивали материал сами и больше читали. Сейчас главная беда – школьники менее подвижны, они даже по школе практически не бегают, сидят с сотовыми телефонами. Они меньше читают, общение друг с другом заменяют общением через социальные сети Интернета. Это проблема, это плохо. Хотя прогресс никуда не денешь. Здесь мы должны быть на уровне, понимать детей, их интересы. Я, как директор, пользуюсь компьютером, мне знакомы социальные сети, у меня есть страничка «ВКонтакте». Я общаюсь с детьми, слежу за их интересами и в других сетях.

Кроме того, они приходят ко мне в кабинет, если у них какие-то проблемы. Я всегда говорю, что я директор школы, а не завода, поэтому любой ребенок всегда ко мне может прийти.

Трудности в чем? В том, что мы отучили детей работать. Если раньше они занимались самообслуживанием, убирали в кабинетах, были заняты общественно полезным трудом, то сейчас - все с разрешения родителей, например субботники. И не все родители к этому адекватно относятся, некоторые против того, чтобы дети зимой помогали снег отгребать и так далее. Эти моменты настораживают. Дети привыкают к тому, что трудиться не надо.

Не говорю о том, что мы должны все перенять из советского времени. Там были и положительные моменты, и отрицательные в воспитательной системе. Но мы должны все-таки перенять оттуда самое ценное, что у нас было – это дух коллективизма.

Сейчас воспитывают в том плане, что каждый индивидуум, каждый сам по себе. Это не характерно для нашего менталитета. Страна наша огромная, и если мы будем индивидуалистами, мы Россию не поднимем. Должно быть коллективное начало, чувство локтя. Нас немного в стране, и нас окружают соседи, которые имеют гораздо большее количество населения. Нам нужно крепко держаться друг друга, сплоченно.

И мы стремимся воспитывать толерантность в наших детях, уважение к вероисповеданию, уважение к различным нациям и народностям, которые населяют нашу страну. Мы, россияне, должны жить все вместе, дружно. Мы учим этому детей в нашей школе. У нас нет на этой почве никаких конфликтов.

- Как вы готовитесь к юбилею школы?

- Создана временная рабочая группа, каждую неделю собираемся. Празднование у нас запланировано на 30 ноября, субботу. С 10 до 13 часов будет посещение школы бывшими выпускниками, которые придут в кабинеты, встретятся с одноклассниками и учителями, посмотрят, какой стала школа сегодня. В 13 часов состоится праздничное мероприятие в районном Доме культуры. Приглашаются все желающие.

- Сколько директоров сменилось в школе 4 за 50 лет?

- Первым директором в 1963 году стал Николай Николаевич Петелин, который находился в этой должности до 1979 года. С 1979 до 1990 года, за одиннадцать лет, сменилось четыре директора. В 1990 году заступил я.

- Где набрали учителей для новой школы? Ведь это слишком сложная задача создать совершенно новый коллектив. И откуда пришли ученики?

- Основной костяк коллектива перешел из бывшей школы №7, ученики тоже. Потом в процессе коллектив пополнялся.

- Чем лично для вас является школа 4?

- Это большой кусок моей жизни. Еще когда сам я учился в школе, я уже знал, что буду работать в образовании. Мне учительский труд нравится. Я сразу пошел в педагогический институт, в другие вузы не поступал. С самого начала моей работы в должности директора, несмотря на трудности и низкую зарплату, я эту работу не предавал никогда, поскольку считал: если не я, то кто же? Тем более что мужчины в образовании нужны, и всегда их в школах немного. Дети любят, когда в школе учителя-мужчины. У нас, кстати, есть мужчины в коллективе. Это историк Руслан Валентинович Пивоваров, учитель информатики Михаил Владимирович Уткин, учитель физической культуры Эдуард Петрович Маянгин, учитель технологии Сергей Алексеевич Блинов. Все они квалифицированные педагоги, их любят дети и уважают родители.

- Но в основном в школах работают женщины. Трудно руководить женским коллективом?



- Всю жизнь работаю в женском коллективе. И надо сказать, наши женщины – замечательные. На их плечах образование выстояло в самые трудные времена. По сути дела, все бесконечные реформы, постоянный напряг женщины выдержали. Наши женщины – великие труженицы. Среди учителей нет лентяев, все стараются, работают. По большому счету, руководить женским коллективом почетно, и отдача бывает большая. Я очень рад, что работаю в этом коллективе, учителей понимаю, и они меня понимают.

- Как вы отмечаете День учителя?

- Мы любим этот праздник и готовимся к нему. Проводим торжественное собрание, а потом состоится концерт наших детей. У нас талантливые учителя, выделять кого-то я не хочу, каждый заслуживает самых добрых слов, каждый из них вносит свой вклад.

- Вы можете о ком-то сказать: мне посчастливилось учиться у этого педагога, мне повезло работать с этим учителем?

- Мне действительно повезло работать с такими педагогами, как Зухра Вафовна Жалеева, бывший председатель профкома Зоя Никандровна Першина, учитель русского языка и литературы Тамара Александровна Никитина, завуч по начальной школе Людмила Михайловна Блохина. Недавно они ушли на заслуженный отдых, но очень много сделали для школы, и мы гордимся, что в нашем коллективе работали такие педагоги. С Николаем Николаевичем Петелиным я не работал, но знал его. Замечательный был человек и настоящий директор. Я многое от него взял.

С большим уважением отношусь к Александру Васильевичу Дмитриеву, бывшему директору школы №6. Я знал его еще будучи учеником этой школы, и позднее мы очень хорошо общались. С большой теплотой вспоминаю своего бывшего классного руководителя Людмилу Федоровну Баскакову. Очень благодарен Александру Михайловичу Сербунову, который работал учителем музыки. Занимался у него в оркестре струнных инструментов. Любовь к музыке – во многом от него. Я до сих пор играю на баяне, в детстве учился в кружке Дома пионеров. Позднее играл в студенческом ансамбле в институте.

- У вас есть другие увлечения?

- У меня есть автомобиль, вожу его с удовольствием. Овладел компьютерными программами. Охотно работаю в саду. Кстати, при школе у нас тоже есть сад, где растут плодовые деревья и кустарники. У нас ухоженная территория возле школы, есть цветники. Цветы цветут с весны до поздней осени. Главная здесь у нас Лариса Витальевна Краснова. Дети с удовольствием ей помогают -по согласованию с родителями. Другие учителя тоже помогают.

- О школе, об учителях есть много красивых песен и стихов, у вас есть любимые? Какие фильмы о школе вы считаете лучшими?

- Песня – «Школьные годы чудесные». Фильмы – «Доживем до понедельника», «Большая перемена». Сколько ни смотрю, всегда они мне нравятся.

- А что вы скажете о современных фильмах о школе, например о нашумевшем сериале Гай-Германики?

- Я смотрел. Многое не соответствует действительности, тому, что есть в школах настоящих, не в столице. Даже антураж школы, сама обстановка. И взаимоотношения нереальные. Много «чернухи», много наносного, чего нет в жизни. Посмотрите у нас – обычная провинциальная школа, теплые добрые отношения между детьми и учителями. Молодой режиссер показала свое видение, сгустив краски. Реальная, обычная школа живет по-другому, и ничего общего с этой картинкой не имеет.

Вообще я фильмы смотрю редко, больше люблю новостные передачи и те, которые связаны с наукой, с культурой. Предпочитаю те каналы, которые развивают. Они мне интересны. Сериалы не смотрю. Во-первых, у меня времени нет, во-вторых, ничего нового я в них не увижу.

И детям говорю: ребята, сейчас много каналов, смотрите. Есть прекрасный канал «Культура», показывают отличные фильмы, музыка хорошая. Есть очень интересные передачи о животных, есть программы, посвященные науке. Есть программа «Мой сад», передачи по строительству и ремонту, что очень полезно. Эти передачи дают новые знания, развивают. Мне не интересны передачи, где показывают каких-то пьяниц, всю подноготную скандальных происшествий. Они оставляют гнетущее впечатление.

А людей надо настраивать на позитив. В работе с детьми это тем более важно. Наши дети должны идти вперед, верить в добро и стремиться к нему. Россия не выживет, если мы будем только обсуждать и мусолить то, что у нас плохо.

И не надо жить с лицом, повернутым назад. Да, в советское время много было хорошего, но мы в другом времени. Мы должны двигаться вперед, смотреть на те реалии, которые у нас есть.

Иногда говорят: «Бедная молодежь, ей нечем заняться. Нет кружков» и так далее. Да, их стало меньше, но они есть. Взять наших детей. Они ходят в кружки Дома культуры, рядом у нас музыкальная и художественная школы, спортивная школа, есть клуб «Боксерский ринг», есть прекрасные секции по каратэ, дзюдо, тхэквондо. Дети имеют возможность посещать замечательный ФОК «Олимпийский», где можно заниматься плаванием, фигурным катанием. Много секций работает в «Доме Москвы». Если ребенок хочет, он себя найдет. Все зависит от ребенка и от его родителей. Некоторые родители даже возят детей заниматься в Нижний Новгород.

Нужно учиться, развиваться, в любом возрасте находить для себя полезные и увлекательные занятия. Я следую жизненному принципу: «Не позволяй душе лениться».

- Спасибо за интервью.

Подготовила Л. ЧИСТЯКОВА
На снимке: директор школы №4 В.К. Донцов.
Фото Р. ПУЧКОВА

Справка


Виктор Константинович ДОНЦОВ родился в Балахне, окончил школу №6, затем Горьковский педагогический институт им. М. Горького. По распределению работал директором сельской школы в Сосновском районе.

По возвращении в Балахну продолжил педагогическую деятельность, был методистом, завучем, партийным работником. В 1990 году назначен директором школы №4. Награжден Почетными грамотами Министерства образования РФ, министерства образования Нижегородской области, знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Франц Клинцевич отметил работу Глеба Никитина в реалиях СВО
Нижегородские школьники попробуют решить реальные проблемы производства на кейс-турнире фестиваля «ПрофПогружение»
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп
Нижегородские предприниматели приглашаются на Межрегиональный форум семейного бизнеса

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна