ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

20:35 20.11.2013| Интервью | Версия для печати

Когда со звуками на «вы»

Зачастую к логопеду обращаются, чтобы исправить дефекты речи. Но существует еще ряд проблем, справиться с которыми помогает этот специалист.

О том, чем же занимается логопед, корреспонденты «РБ» побеседовали с логопедом детских поликлиник Балахны и Правдинска Верой Максимовной Моисеенко.



- Вера Максимовна, расскажите о себе: где родились, учились, работали?

- Я – уроженка Балахны. Училась в школе №7, а два старших класса – в только что отстроенной школе №4. Всегда была отличницей, учеба доставляла мне удовольствие. После школы поступила в Горьковский государственный университет имени Лобачевского на историко-филологический факультет. После его окончания меня пригласили на работу учителем русского языка и литературы в коррекционную школу VIII вида города Балахны. Но методика, которой меня учили в университете, больше подходила к обычным детям с нормальным умственным развитием. И через несколько лет я поступила в московский вуз на дефектологический факультет по специальности «специальная коррекционная педагогика и логопедия». Окончила его в 1980г. – в год Олимпиады в Москве. Мне повезло, я видела и многие игры, и участников соревнований. Затем вернулась в коррекционную школу и работала там еще год.

-  Как же получилось, что вы сменили сферу образования на медицину?

-  Однажды мне позвонила главный врач детской больницы Валентина Ивановна Чурдалева и предложила должность дефектолога у них в детской поликлинике. И я

согласилась. В феврале 2014 года будет 32 года, как я здесь работаю. Первоначально логопедом я должна была работать только в Правдинской детской поликлинике, но ко мне привозили детей со всего района. В Балахнинской детской поликлинике не было врача-логопеда. Мне было жалко ребят из поселений, которых родителям приходилось возить на нескольких автобусах, ведь тогда не было единого маршрута до Правдинска. И я предложила Валентине Ивановне, чтобы часть своих рабочих часов я работала в Правдинске, а часть – в Балахне. Так до сих пор и тружусь в двух поликлиниках.

- Много детей приходит к вам на прием?

-  Пациентов много. Каждый год по-разному: 200, 260, 320 ребят. Кто-то приходит просто на консультацию. Иногда можно родителям объяснить суть дефекта, «поставить» язычок ребенку на место. А бывают сложные дефекты, с которыми приходится много работать.

-     Почему некоторые звуки, например «р», «л», «ж», «ш», такие трудные для малышей?

-  Здесь причин может быть несколько. Есть нарушение фонематического слуха (это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи). Есть слабость артикуляционного аппарата – слабость мышц. Это результат микротравм, полученных при родах.

- Какова роль культуры речи в семье? если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на произношении у ребенка?

- Конечно, речь человека формируется по подражанию. Ребенок все копирует от людей, его окружающих:

и произношение, и ударение, и вообще словарный запас.

-  Можно ли в развитии речи ребенка «упустить момент», до какого возраста все нарушения исправляются легко?

-  Раньше были инструкции, что логопед начинает заниматься с ребенком с пятилетнего возраста. Но практика показывает, что есть некоторые дефекты, которые начинать исправлять в пять лет – поздно. Для профилактики нужно обязательно показать ребенка специалисту еще в раннем возрасте, чтобы избежать проблем в будущем. В полтора года врач посмотрит длину язычка, подъязычную связку, то есть подвижность артикуляционных органов. В два года определит запас слов.

- Когда дети должны начинать говорить?

- В год ребенок должен произносить 20 простейших слов: мама, папа, баба, киса, дай и другие. В два года появляются словосочетания и простейшие предложения. К трем годам должны появиться развернутые предложения.

- Далеко не у всех есть возможность посещать развивающие занятия. как можно самостоятельно заниматься дома?

- Сейчас много доступной учебной литературы по логопедии. Но сначала лучше обратиться к специалисту. Логопед подскажет, с чего лучше начать. Потому что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. А потом, если дефект несложный, занятия можно продолжить дома самостоятельно.

- Сколько занятий обычно требуется для постановки звука, а сколько – для его закрепления?

- У всех по-разному. Если подвижность артикуляционных органов сохранна, фонематический слух в норме, то звук можно поставить быстро. Также в закреплении звука - все индивидуально. Многое зависит от личного самоконтроля и общего развития ребенка.

- Чья роль в процессах закрепления звуков больше - логопеда или родителей?

- Мы здесь работаем в паре. Я поставила звук, закрепила. А родители должны помочь найти контакт с ребенком, чтобы он и дальше произносил все звуки правильно.

-  Какие еще задачи помогает решить логопед, например, в школьном возрасте?

- У некоторых школьников наблюдается нарушение письма и чтения, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха. Ребенок может произносить все правильно, а вот пишет неверно. Подобный дефект очень тяжело поддается коррекции. И многие родители даже не подозревают о его существовании.

-  А взрослые пациенты к вам обращаются за помощью?

- По всем правилам мне запрещено заниматься со взрослыми людьми. Но взрослого логопеда у нас в районе нет. И так как я денег за свои консультации не беру, то моя совесть чиста, я не отказываю в помощи. Как-то обратилась девушка, попросила исправить «картавость», из-за этого дефекта ее не хотели брать на работу. Все исправили, и она получила заветную должность.

-  Какова доля универсальных методик и личных находок?

- Я учусь всю жизнь. Плохо, когда не знаешь чего-то в своей профессии. Периодически встречаюсь со своими коллегами на семинарах, конференциях. Обмениваемся опытом. Поэтому есть общепризнанные приемы в логопедии, а есть и свои наработки. Ведь к каждому пациенту нужен индивидуальный подход. Нет единой формулы лечения.

- Спасибо за интересное интервью.

М. ГОВОРОВА
На снимке: В.М. Моисеенко.
Фото Р. ПУЧКОВА

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Предприниматели Нижегородской области благодаря нацпроекту получили в 2023 году финподдержку на сумму более 64,7 млрд рублей
Франц Клинцевич отметил работу Глеба Никитина в реалиях СВО
Нижегородские школьники попробуют решить реальные проблемы производства на кейс-турнире фестиваля «ПрофПогружение»
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна