ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

18:55 29.11.2013| Культура | Версия для печати

«Фотокор» с «гармошкой»

7 января 2014г. исполняется 175 лет изобретению фотографии. Этому событию посвящена выставка, открывшаяся в музее К. Минина.
На ней – уникальные фотографии и фототехника, любезно предоставленные балахнинскими краеведами В.А. Радонежским, В.Г. Гагариным, Е.С. Сивухиной, а также из фондов Балахнинского музейного комплекса.

Экспонаты в какой-то степени отражают путь советской фотографии. Кажется, совсем недавно доступные большинству надежные советские фотоаппараты и сделанные с их помощью снимки были частью жизни многих балахнинцев. Теперь все это в прошлом и имеет историческую ценность. В 90-х годах прошлого века их вытеснили цифровые камеры. Совершенно не знакома с советской фототехникой современная молодежь. Поэтому приглашенным на открытие выставки учащимся школы №6 все было интересно и удивительно. С большим вниманием ребята слушали рассказ Владимира Александровича Радонежского о долгом пути становления фотографии, открытие которой связывают с тремя именами - французов Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Жака Дагерра, а также англичанина Фокса Тальбота.

На выставке представлены советские любительские фотоаппараты 30-80-х годов прошлого столетия. Их изготавливали несколько предприятий. Фотоаппараты в продаже были всегда. Среди крупноформатных экспонатов на выставке - «Фотокор», формат его кадра 9х12 см. «Фотокор» выпускался Государственным оптико-механическим заводом в 1930-1941 гг. в Москве и представлял собой универсальную прямоугольную камеру с откидной передней стенкой и двойным растяжением меха. На выставке есть фотография, снятая «Фотокором» весной 1941г. На ней Владимир Александрович Радонежский в шестилетнем возрасте. Снимок сделал дядя, который вскоре погиб на фронте.



В числе образцов среднеформатных фотоаппаратов на выставке представлены «Москва», «Искра», «Спутник», «Любитель». В них использовалась пленка шириной 60 мм, а кадры получались форматом 6х6 см, 6х9 см.
Ряд фотокамер на выставке – малоформатные. Например, «ФЭД». Этот фотоаппарат для 35-миллиметровой фотопленки применялся фоторепортерами во время Великой Отечественной войны. Очень долго он был наиболее популярен у профессионалов и любителей. С «ФЭДом» начал постигать фотодело и Виктор Георгиевич Гагарин, который поделился на открытии выставки своими воспоминаниями. Фотографией он, будучи пятиклассником, увлекся в 1956г. благодаря отцу Георгию Герасимовичу, который наряду с другими фотолюбителями Балахны выставлял свои снимки в Доме культуры ГоГРЭС.

«ФЭД» был скопирован с немецкой «Лейки» - первого в мире пленочного фотоаппарата. Помните строки из «Песенки военных корреспондентов» Константина Симонова, служившего на фронте военкором: «С «Лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли»? Поначалу «ФЭД» выпускался трудовой коммуной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, а потому и название получил от его инициалов. Малоформатные фотоаппараты на выставке - «Зенит», «Зоркий». Они - модификации «ФЭДа» с форматом кадра 24х36 мм. Представлена модификация «Зенита» - «Фотоснайпер», созданный для фотографирования крупным планом удаленных объектов. Он напоминает по виду ружье, снабжен удлиненным фотообъективом и укреплен вместе с ним на держателе в виде ружейной ложи.



Малоизвестен посетителям «ФТ-2» - фотоаппарат для панорамной съемки архитектуры и пейзажей. Своей миниатюрностью привлекает «Киев-Вега». У советских фотографов «Киев-Вега» ценился не только за малые размеры и массу, но и за высокую надежность и работоспособность при разных температурах воздуха.
У приходящих на выставку посетителей старшего поколения ностальгию вызывает «Смена». Именно с ее помощью начинающие фотографы осваивали такое непростое фотодело. «Смена» стоила дешево – всего восемь рублей. Несмотря на простоту в обращении, фотоаппарат позволял делать хорошие качественные снимки. Для молодежи, серьезно увлекшейся фотографией, он был хорошим стартом для освоения более сложной техники.

Под впечатлением увиденного поделилась воспоминаниями Елена Сергеевна Сивухина. В детстве ее старший брат, как и многие балахнинские школьники, ходил с фотоаппаратом. Он фотографировал, а сестре поручал готовить химические растворы для проявления и закрепления снимков. Для Елены Сергеевны это был очень увлекательный и ответственный процесс. Он требовал точного соблюдения пропорций химикатов и воды. Самыми волнующими минутами для нее были погружение в раствор пленки и фотобумаги и проявление на них изображения.

О своей коллекции фотоаппаратов рассказал Владимир Дмитриевич Ремизов.
Чем дальше запечатленное на бумаге событие, тем больше осознаешь важность фотолетописи. Особенно поражают фотографии начала прошлого века. Они напоминают живопись и словно наполнены воздухом, светом. В них можно вглядываться бесконечно.

- Настоящий шедевр, - делится впечатлениями одна из представительниц старшего поколения. – Посмотрите, какая супружеская пара, какая у них горделивая осанка, одухотворенные лица. Нельзя сказать, что они специально позируют, хотя замерли и ждут сигнала фотографа. Поза совершенно непринужденная, никакого напряжения. А как умело подобраны костюмы, антураж, ничего лишнего! Это ж образец семейного портрета.
Просто удивительно, что такого высокого художественного уровня изображения можно было достигнуть средствами, существовавшими еще только в начале развития фотографии, когда она была черно-белой.

Самый старинный на выставке фотоаппарат – оригинальный. Его владелец заменил штатный объектив фотокорпуса на объектив парижской фирмы DARLOT. Эта оптическая фирма изготавливала объективы во Франции с 1828 по 1895 годы - период изобретения и совершенствования процесса фотографии. Затвор для техники не предусматривался. Экспозиция (выдержка) определялась фотографом «от руки», то есть снятием крышки с объектива. Возможно, такой техникой были сделаны снимки 1920-х годов - деревянная Спасская церковь с колокольней на берегу Волги, баржи на реке, наводнение на ул. К. Маркса, инженеры и рабочие строящейся ГоГРЭС.

Выставка привлекает большое внимание взрослых и детей. Об этом свидетельствуют оставленные ими отзывы. Вот некоторые из них: «Поражает разнообразие экспонатов… Замечательно, что есть люди, сохранившие столько фотоаппаратов… Впервые познакомилась с «гармошкой». Спасибо за интересный рассказ». Музей К. Минина приглашает жителей и гостей города посмотреть выставку, поделиться своими впечатлениями.

Н. ГОРБУНОВА
На снимках: В.А. Радонежский рассказывает об экспонатах выставки; легендарный «Фотокор»; перед глазами посетителей предстает настоящая фотолетопись.
Фото М. Говоровой и автора

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские волонтеры смогут принять участие в творческом конкурсе проекта «Формирование комфортной городской среды»
Пять представителей регионального бизнеса удостоены звания «Заслуженный предприниматель Нижегородской области»
Нижегородские самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг более чем на 27 млн рублей
Социальные предприниматели и НКО смогут получить 200 тысяч рублей на продвижение своего проекта в рамках конкурса «Бизнес-Мост»
Нижегородцев приглашают к участию в ежегодной международной патриотической акции «Диктант Победы»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна