Юбилей светописи. От «мокрой» фотографии до цифровой
7 января 2014 года исполнится 175 лет изобретению фотографии. официальная дата этого важнейшего для народов планеты достижения установлена в далеком 1839 году на заседании парижской академии наук по результатам доклада об изобретении светописи (способ «дагеротипии»). Изобретение фотографии осуществилось не вдруг. Начало химических опытов по закреплению на пластинке оптических изображений началось в 1816 году в строгой секретности (и, главное, секретности самой идеи светописи) французским изобретателем Нисефором Ньепсом.
Только в 1826 году, благодаря многочисленным химическим опытам в темной комнате, он получил первые изображения посредством светописи, не прибегая ни к художественной кисти, ни к резцу. Фотографировал он камерой-обскурой (прототип фотоаппарата), которой в те времена пользовались при создании гравюр. Свой способ светописи Ньепс назвал «гелиографией».
Но этот способ еще нельзя было назвать светописью в полной мере. Суть способа (после фотосъемки) сводилась к получению посредством фотохимии и травления на рельеф металлической матрицы (клише) с последующим оттиском с нее изображений краской на бумаге. В результате получались гелиогравюры. После смерти Ньепса и на основе его достижений в фотохимии французский художник Луи Дагер (Ньепс по договору передал ему секреты о различных химических опытах) в период с 1833 по 1839 год изобрел свой способ светописи и назвал «дагеротипией».
Суть этого способа (после фотосъемки) - получение химическим путем на металлической пластинке, покрытой слоем полированного серебра, стойких к свету и блестящих, как ртуть, изображений на матовом фоне с мельчайшими подробностями деталей в светах и тенях. Этот способ и был признан Парижской академией изобретением светописи в 1839 году. Но дагеротип имел два важных недостатка: изображение на нем было зеркальным, с дагеротипа нельзя было получить копии. Однако, как позднее выяснилось, английский ученый Фокс Талбот еще в 1835 году получил камерой-обскурой фотоснимок своего дома на бумаге, пропитанной светочувствительной солью серебра, с последующим закреплением изображения гипосульфитом.
Но Талбот не придал проделанному опыту научного значения, так как ему, как ученому-химику, давно были известны из научной литературы свойства этих химикатов, и он переключился на другие научные темы. О будущем и огромном общественном значении светописи он не подумал. Позднее, можно сказать, случайно, узнав о дагеротипии и решении Парижской академии наук от 7 января 1839г., он срочно заявляет 25 января 1839 года в английском парламенте о патенте на свой негативно-позитивный процесс светописи. Этот процесс назвали «талботипией».
Суть его процесса: при фотосъемке на светочувствительную бумагу создается негатив, просвечивая который на такую же бумагу отпечатывается позитив. Этот процесс был проще и дешевле дагеротипии, при этом можно было получить множество копий, но качество было хуже. Этот способ завоевал успех в светописи только после изобретения прозрачных подложек для светочувствительного слоя, и далее негативно-позитивный способ стал основным со второй половины 19-го века до конца 20-го. Термин «фотография» придумал Талбот.
Значение изобретения фотографии огромно наряду с изобретением письменности. Фотография, как письменность и речь, передает информацию, вызывает у людей эмоции. За 175 лет образовалась огромная фотолетопись жизни стран и народов. Велико значение фотографии в научных исследованиях, в медицине, технике и в культурной жизни. Кроме этого, сегодня, как и в прошлом, фотография - способ творческого отражения окружающего нас мира посредством фотоснимков журналистов, фотохудожников и фотолюбителей.
Фотография родилась в «век пара», жила в «века электричества и атома». Настал век цифровых технологий. Век «серебряной», «мокрой» фотографии остался позади, при этом неожиданно и быстро, на памяти отцов и дедов. Поэтому полезно и важно оглянуться, чтобы ощутить бег времени и воздать должное прошлому, восхититься упорству в устремлениях отцов и дедов запечатлеть мгновения в быстром потоке времени посредством непростого в прошлом способа фотографии. Загляните в альбомы старых черно-белых фотографий, приведите их в порядок. В них труд фотографов и память для потомков. Утрата их невосполнима.
В связи с юбилеем изобретения фотографии в музее «Дома Москвы» открыта выставка советских фотоаппаратов, изготовлявшихся с 30-х годов прошлого века. В их числе «Фотокор», снимающий на стеклянные пластинки размером 9 на 12 см, ФЭД (копия немецкой «Лейки»), которым пользовались корреспонденты в войну (36 кадров, каждый размером 24 на 36 мм), стерео и панорамные камеры, «Фотоснайпер», «шпионский» «Киев-Вега» с кадром 11 на 14 мм и многие другие. Музей с благодарностью примет в дар в свои фонды старинную фототехнику и старинные фотографии. С наступающим юбилеем фотографии!
В. РАДОНЕЖСКИЙ Эта фотография Бульвара дю Тампль в Париже была сделана в 1838 году Луи Дагером.