В этом году в России различные поправки в сфере страхового законодательства вступают в силу одна за другой. Так, со 2 августа обновленный закон об ОСАГО предусматривает безальтернативное прямое возмещение убытков. То есть обращаться за компенсацией по «автогражданке» надо только в свою страховую компанию. Это касается ДТП, в которых пострадали не больше двух автомобилей.
Новый порядок должен повысить качество сервиса по ОСАГО, поскольку каждая страховая компания заинтересована в том, чтобы обеспечить своим клиентам наилучшие условия. Кроме того, сами страхователи будут более взвешенно подходить к вопросу выбора страховщика - ведь в случае ДТП именно к нему им придется обращаться за возмещением. С 1 сентября для автовладельцев предусмотрено еще одно ощутимое удобство. Участник ДТП теперь может выбрать форму возмещения - деньги или направление на ремонт. Страховщики обязаны размещать на сайте список ремонтных станций, с которыми у них заключены договоры в рамках ОСАГО.
Кроме того, существенно сокращается срок урегулирования страховых случаев - с 30 до 20 календарных дней со дня получения полного пакета документов. С 1 сентября автовладельцы получили защиту от нечистых на руку брокеров и агентов, которые не перечисляли страховую премию. Теперь страховщики несут ответственность по всем договорам, а также отвечают за несанкционированное использование бланков.
С 1 октября вступили в силу изменения, касающиеся процента износа деталей. Напомним, раньше максимальный процент износа мог составлять 80 процентов, что фактически делало ничтожными выплаты владельцам старых машин. На эти деньги порой даже запчасти б/у нельзя было купить. Теперь же страховщик не вправе оценить поврежденную деталь меньше, чем в 50 процентов ресурса. Кроме того, с 1 октября существенно увеличилась страховая сумма по ОСАГО за имущественный вред - со 120 до 400 тысяч рублей. А с 1 апреля 2015 года вырастет компенсация за вред жизни и здоровью -со 160 до 500 тысяч рублей.
Несмотря на масштаб нынешних реформ, в страховом законодательстве остались серьезные проблемы, которые чиновникам еще предстоит решить. Так, к 1 января 2015 года должна быть создана Единая база данных по договорам КАСКО и ДСАГО (дополнительного страхования) - Бюро страховых историй. Данные в нем будут «привязаны» как к водителю, так и к автомобилю - это позволит более эффективно решать проблему мошенничества. По базе можно будет проверить, например, факты двойного страхования и не допустить получения повторных страховых выплат по одному событию. На первом этапе информация по договорам КАСКО и ДСАГО будет просто накапливаться в Бюро страховых историй. На втором - данные будут анализироваться и сопоставляться.
Одна из основных задач Бюро -обеспечить возможность более гибкого подхода к формированию тарифа. Имея доступ к полной страховой истории водителя, страховщики смогут предлагать клиентам более справедливые тарифы, учитывающие данные об аварийности в предыдущие периоды. Кроме того, единая информационная система не позволит водителям, которые часто становятся виновниками ДТП, без последствий менять страховую компанию, каждый раз «теряя» страховую историю.