ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

20:56 17.03.2015| Земляки | Версия для печати

Подводная лодка специального назначения

Мы продолжаем рассказывать о наших земляках, моряках-подводниках. О Николае Васильевиче Макарихине наша газета уже рассказывала (№89 от 30.07.2011г.). На этот раз мы постарались привести интересные факты его биографии и службы.
Николай Васильевич родился и вырос в Балахне. Семья у Макарихиных была большая. У Василия Васильевича и Анастасии Ивановны было пятеро сыновей. После восьми классов Николай поступил в Балахнинский энергетический техникум. В мае 1973 года после защиты диплома он был призван на срочную службу. О том, что будет служить в Военно-Морском флоте подводником, ему сказали еще на призывной комиссии. Морская служба для Николая была не в новинку. Старший брат Виктор четыре года служил на кораблях Тихоокеанского флота и много чего рассказывал.

И вот героический Кронштадт, старейший учебный отряд подводного плавания. Его определили в учебную роту по подготовке мотористов.
Осенью курсант Макарихин был уже в знаменитой 25-й бригаде подводных лодок дважды Краснознаменного Балтийского флота, которая с момента формирования располагалась там же, в Кронштадте. Знаменита бригада была тем, что это было самое первое соединение подводных лодок, созданное еще в царской России, а в годы Великой Отечественной войны в ней служил командиром С-13 ас-подводник Александр Иванович Маринеско, Герой Советского Союза. За героические подвиги в борьбе с фашистами Гитлер объявил его личным врагом. После войны С-13 навечно застыла на пьедестале почета в Кронштадте. Нашего земляка определили на подводную лодку 611-го проекта мотористом в команду по обслуживанию дизелей.

Несколько строк о дизельных подводных лодках 611-го проекта. Строительство головной субмарины началось 10 января 1951 года на Ленинградском судостроительном заводе №196 (сейчас это Адмиралтейские верфи). Всего было построено 26 таких кораблей. Тогда это были самые большие подводные лодки в СССР. Они предназначались для действий на океанских коммуникациях против кораблей противника, охраны конвоев, для минных постановок, для ведения дальней разведки. Главный конструктор С.А. Егоров при разработке проекта много чего позаимствовал положительного из конструктивных особенностей немецких подлодок класса ХХ1. Длина ПЛ составила 90,5 м, ширина – 7,5 м, водоизмещение надводное – 1831 т, подводное – 2600 т. На подлодке установлено три дизеля по 2000 л.с., три линии вала. Вооружение: 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата, 22 торпеды или 6 торпед и плюс 32 мины. Скорость надводная – 17 узлов, подводная – 16 узлов. Рабочая глубина погружения – 170 м, предельная – 200 м. Автономность плавания – 75 суток, экипаж – 61 человек.

Однажды, во время службы в Западной Лице, мне пришлось побывать на такой лодке и посмотреть на условия службы дизелистов. Представьте себе, почти все пространство пятого отсека занимают три огромных дизеля, да плюс два дизель-компрессора для пополнения воздуха высокого давления. Как раз один из дизелей ремонтировался, и головка блока была снята, у дизеля зияли огромные отверстия цилиндров. Рассказывали, что более-менее щуплый матрос может пролезть в цилиндр для ремонта. Так вот. Если все дизели будут работать на полный ход корабля, то в отсеке наступит настоящий ад. Вот такая служба у мотористов на подлодке. Надо отдать должное мотористам, что они никогда на службу не жаловались, а наоборот, гордились тем, что они выполняют самую ответственную работу на корабле, обеспечивая и скорость и маневренность подводной лодки.

Имея необходимый запас знаний, полученных в техникуме и «учебке», которые он окончил с отличием, Николай успешно начал службу, которую через три года закончил специалистом первого класса, отличником ВМФ, командиром отделения. Подводная лодка, на которой пришлось служить нашему земляку, была не рядовая, а предназначена для проведения особо секретных операций на коммуникациях потенциального противника. Для этих целей на корабле было установлено оборудование, которое использовали только специалисты спецслужб. Как вспоминает Николай Васильевич, когда они пришли из первого для него боевого дежурства, на базе в Кронштадте их корабль встречало высокое командование, а экипажу, как и в годы войны, преподнесли жареного поросенка. Многие офицеры из экипажа получили высокие награды, а те офицеры спецслужбы, что ходили с нами в поход, стали Героями Советского Союза.

Этот поход длился около четырех месяцев. Они прошли всю Северную Атлантику, побывали в Средиземном море, в Египте и благополучно вернулись на родную базу. А еще он вспоминает, как в Северном море при ужасном шторме вышла из строя воздушная захлопка правого дизеля. Была создана аварийная группа, в которую был включен и наш земляк. Моряки в ледяной воде, при огромной волне и сумасшедшей качке, обвязавшись веревками, несколько часов исправляли поломку. Авария была ликвидирована, подводная лодка продолжила выполнять боевую задачу.
После длительного похода экипажу положен отдых.

Отдых всегда пролетает мгновенно. Снова учеба, изучение и ремонт материальной части своего заведования и выполнение учебных задач, которые всегда заканчиваются боевыми стрельбами. После успешного выполнения всех учебных задач экипаж и сама подводная лодка готовы к несению боевого дежурства на просторах Мирового океана. К тому времени наступил 1975 год. Стали готовиться к новому походу. Вторая «автономка» начиналась необычно. Сначала подводную лодку поместили в плавучий док и по внутренней водной системе отбуксировали на Белое море в г. Северодвинск. Во время буксировки погода была хорошая, было тепло, успели за это время даже позагорать. А путь плавдока проходил по Неве, Ладожскому озеру, реке Свирь, Онежскому озеру, Беломоро-Балтийскому каналу.

В Северодвинске продолжили подготовку к боевому дежурству. Проверили снова всю материальную часть корабля, загрузили боезапас, продовольствие и вскоре вышли в открытое море. Сначала выполняли боевую задачу на коммуникациях Северного флота. Заходили в порт Линахамари, были у острова Кильдин, а затем получили приказ следовать в Северную Атлантику. Естественно, подводная лодка выполняла те боевые задачи, которые ставились командованием в соответствии с предназначением нашего корабля. Выполнив в полном объеме все боевые задачи, подводная лодка через Балтику вернулась в Кронштадт. В этом походе наш земляк был уже командиром отделения. Приходилось не только обслуживать вверенную ему боевую технику, но и отвечать за действия личного состава отделения, постоянно обучать молодых матросов и требовать от них выполнения инструкций, содержания в боевой готовности боевых постов. В этом походе чрезвычайных происшествий и аварий не было. До конца службы экипаж больше на боевые дежурства не посылался, и в 1976 году Николай вернулся домой.

Дома пришлось некоторое время поискать работу по душе. Сначала поработал на ПЗРА, в электросетях, на Чернораменке, а потом устроился в «Водоканал» и более 20 лет жизни отдал этому предприятию. Там он прошел трудовой путь от рядового инженера производственно-технического отдела до главного инженера предприятия. Всем известна работа в системе ЖКХ, постоянные аварии на водяных магистралях, сутками напролет приходилось быть в самой гуще событий. Тем не менее Николай Васильевич большую часть жизни отдал этому беспокойному делу, является специалистом высшей категории. Он отличный семьянин, помогает воспитывать внуков.

Много времени уделяет обустройству своего жилья. В его доме на загляденье все красиво обставлено, по-флотски каждому предмету свое место, все просто и комфортно. На мое предложение вступить в клуб моряков-подводников, ни секунды не задумываясь, дал согласие. Тогда мы долго проговорили про флотские дела, о перспективах дальнейшей совместной работы. Сейчас он является одним из руководителей клуба. Николай Васильевич несколько лет был депутатом городской Думы, добросовестно исполнял наказы своих избирателей.
19 марта Подводному флоту России исполняется 109 лет. От имени всех членов клуба моряков-подводников я поздравляю Николая Васильевича с праздником! Желаю ему крепкого здоровья, бодрости духа, успехов во всех его добрых делах.

Л. МАРТЫНОВ, председатель ОО «Клуб моряков-подводников» г. Балахны, мичман запаса
На снимках:
Отличник ВМФ Николай Макарихин.
Н.В. Макарихин.

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские предприятия приглашаются для участия в ежегодном региональном бизнес-форуме «Время экспорта»
Нижегородские модельные библиотеки стали победителями конкурса «Золотая полка»
Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области
Более 11 тысяч пациентов «Поездов здоровья» получили направления на дополнительные обследования или госпитализацию в этом году
Льготные займы на сумму более 35 млн рублей получили нижегородские компании на приобретение оборудования от «ГосМФО»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна