ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

20:24 17.10.2015| Интервью | Версия для печати

И.Л. Клюквина: быть автором, творцом, созидателем

И.Л. КЛЮКВИНА: «Каждый ребенок одаренный, но по-своему…»
Школа №6 известна в нашем районе тем, что здесь большое внимание уделяется развитию и поддержке одаренности детей.
На протяжении многих лет ученики школы №6 занимают первое место в районе по итогам предметных олимпиад. Высокие результаты выпускники этой школы показывают на ЕГЭ. Последние два года на ее базе работала школа олимпиадного резерва, в которой вели занятия преподаватели ННГУ им. Лобачевского.
Наша сегодняшняя беседа с директором школы №6 Ириной Леонидовной Клюквиной – о работе с одаренными детьми.



- Как вы считаете, одаренных детей много?
- Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много. Нельзя упустить возможность их развития. С точки зрения психологов, процент одаренности с годами резко снижается. Если в 9 лет одаренных детей приблизительно 60-70 процентов, то к 14 годам - 30-40 процентов, а к 17 годам – лишь 15-20 процентов. Хочу привести слова замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Очень многое здесь зависит от семьи, и, конечно же – от школы.

- Как вы определяете, что этот ребенок – одаренный? По его отличным оценкам, способности легко и быстро усваивать новые знания?
- Я и многие мои коллеги убеждены, что каждый ребенок одаренный, но по-своему. Вы можете не согласиться, но… Одаренность часто понимается только как интеллектуальная. Однако существуют и другие виды одаренности. Например, творческая. Она не связана однозначно с интеллектом. Основываясь на нашем опыте, всех одаренных детей мы условно подразделяем на три категории. Первая - это дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте, выявляются на уроках, при участии в олимпиадах.

Вторая категория - дети с признаками специальной творческой одаренности. Одаренность в определенной области деятельности проявляется обычно в подростковом возрасте - при участии в творческих конкурсах, соревнованиях, в социальных проектах, ученическом самоуправлении.
Третья категория - это ребята, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными творческими резервами. Возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте - через участие в дебатах, клубной деятельности, и также в социальных проектах, ученическом самоуправлении.

Отсюда мы делаем важный вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этими видами одаренности, сколько в том, чтобы развивать их у всех учащихся без исключения.

- То есть, вы учите детей быть успешными?
- В настоящее время в образовательном процессе акцент делается не на передаче знаний и технологий, а на формировании творческих способностей детей. Главное - деятельный подход ребенка к получению образования, то есть его умение быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Он должен уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору.

- Как вы работаете с одаренными детьми?
- Уже с первого класса мы анализируем особые успехи и достижения ученика. Ведутся портфолио достижений школьников, проводится диагностика их потенциальных возможностей и далее психолого-педагогическое сопровождение детей. Выявление творческой одаренности происходит и через систему внеурочной деятельности. И мы оказываем помощь одаренным детям в реализации их творческой направленности.

Она основана на ряде принципов. Первый из них – принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Например, обучение по индивидуальным учебным планам в 10-11 классах с выбором профильных предметов, курсов для углубления и расширения знаний, таких как «Основы медицинской генетики», «Дискуссионные вопросы отечественной истории», «Компьютерная графика» и другие – то, что именно этому школьнику интересно. Мы предоставляем детям максимальное разнообразие возможностей и обеспечиваем свободу выбора дополнительных образовательных услуг. Работаем и по принципу возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, клубы по интересам, работу в научном обществе учащихся (НОУ). Создаем все условия для совместной работы ученика и учителя.

На сегодняшний день в нашей школе функционирует система дополнительного образования, способная удовлетворять запросы современных учащихся. Это взаимосвязанная сеть кружков, клубов, студий (в том числе и на договорной основе), на базе школы. О том, что работают они плодотворно, свидетельствуют высокие показатели участия детей в специальных конкурсах и фестивалях. Яркий пример – работа учителя музыки А.М. Вяткиной. В первых классах мы предлагаем внеурочную программу «КЛАССный хор», а со второго класса дети сами приходят в вокальную студию «Поющие сердца». Первые шаги к успеху начинаются со школьной сцены, а далее ребята выступают на районных фестивалях и конкурсах, на областных, всероссийских и международных.

- Дополнительное образование – это замечательно, но как все успеть?
- Действительно, дети сталкиваются с некоторыми проблемами. Это нехватка времени, непонимание со стороны учителей, родителей. Часто взрослым не хочется отпускать детей на соревнования, конкурсы. А ведь, возможно, именно в развитии творческой одаренности залог их успешности в будущей профессии!
Мы гордимся нашими спортсменами, художниками, музыкантами. Они не всегда хорошо учатся, так как не все успевают делать. Но наши выпускники – кандидаты и мастера спорта по художественной гимнастике, они имеют спортивные разряды по легкой атлетике, баскетболу, туризму и так далее. Наши выпускники успешно поступают в вузы и реализуют себя во взрослой жизни.

- Расскажите о достижениях ваших учеников в интеллектуальной деятельности.
Все дети участвуют в предметных олимпиадах, начиная с классного этапа. Затем общешкольный этап, и добившиеся лучших результатов выходят на районный уровень. Педагоги предлагают детям стать участниками различных конкурсов, соревнований, в том числе дистанционных. Так, учитель математики и экономики Ю.А. Бочкарева ежегодно организует участие детей в областных соревнованиях «Налоговая декларация 3-НДФЛ» и областной олимпиаде по налоговым знаниям, и ежегодно наши ученики – победители в командном и личном зачетах.
Или еще пример. В прошлом учебном году одиннадцатиклассники с учителем права А.В. Стручаевой участвовали в интеллектуальной игре при академии правосудия РФ «Право со знанием» и заняли первое место, хотя соревновались с нижегородскими школами и гимназиями.

- Как вы отмечаете тех, кто добился успеха?
- У нас разработана система поощрения одаренных детей, есть галерея славы школы, стенды «Наши достижения», «Лучшие спортсмены», выплачиваются премии Мининским стипендиатам, победителям и призерам олимпиад районного и более высокого уровня. Мы поддерживаем и поощряем родителей талантливых детей.

- Работа с одаренными детьми диктует высокие требования к педагогам. Расскажите об этом.
- Учитель должен иметь высокие интеллектуальные способности, обладать достаточной компетентностью и способностью к творчеству, иметь опыт успешной педагогической деятельности. Он должен постоянно повышать свою квалификацию, и создавать на уроке атмосферу, которая может вдохновлять ученика, развивать его интересы, стимулировать мысли. Поэтому работа с педагогическим коллективом – одно из главных направлений. Талантливые педагоги раскрывают таланты детей.

- Большое спасибо за интересную беседу.

Подготовила Л. ЧИСТЯКОВА
Фото А. ИЛЬИНОЙ

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Франц Клинцевич отметил работу Глеба Никитина в реалиях СВО
Нижегородские школьники попробуют решить реальные проблемы производства на кейс-турнире фестиваля «ПрофПогружение»
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп
Нижегородские предприниматели приглашаются на Межрегиональный форум семейного бизнеса

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна