И.Л. КЛЮКВИНА: «Каждый ребенок одаренный, но по-своему…» Школа №6 известна в нашем районе тем, что здесь большое внимание уделяется развитию и поддержке одаренности детей. На протяжении многих лет ученики школы №6 занимают первое место в районе по итогам предметных олимпиад. Высокие результаты выпускники этой школы показывают на ЕГЭ. Последние два года на ее базе работала школа олимпиадного резерва, в которой вели занятия преподаватели ННГУ им. Лобачевского. Наша сегодняшняя беседа с директором школы №6 Ириной Леонидовной Клюквиной – о работе с одаренными детьми.
- Как вы считаете, одаренных детей много? - Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много. Нельзя упустить возможность их развития. С точки зрения психологов, процент одаренности с годами резко снижается. Если в 9 лет одаренных детей приблизительно 60-70 процентов, то к 14 годам - 30-40 процентов, а к 17 годам – лишь 15-20 процентов. Хочу привести слова замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Очень многое здесь зависит от семьи, и, конечно же – от школы.
- Как вы определяете, что этот ребенок – одаренный? По его отличным оценкам, способности легко и быстро усваивать новые знания? - Я и многие мои коллеги убеждены, что каждый ребенок одаренный, но по-своему. Вы можете не согласиться, но… Одаренность часто понимается только как интеллектуальная. Однако существуют и другие виды одаренности. Например, творческая. Она не связана однозначно с интеллектом. Основываясь на нашем опыте, всех одаренных детей мы условно подразделяем на три категории. Первая - это дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте, выявляются на уроках, при участии в олимпиадах.
Вторая категория - дети с признаками специальной творческой одаренности. Одаренность в определенной области деятельности проявляется обычно в подростковом возрасте - при участии в творческих конкурсах, соревнованиях, в социальных проектах, ученическом самоуправлении. Третья категория - это ребята, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными творческими резервами. Возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте - через участие в дебатах, клубной деятельности, и также в социальных проектах, ученическом самоуправлении.
Отсюда мы делаем важный вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этими видами одаренности, сколько в том, чтобы развивать их у всех учащихся без исключения.
- То есть, вы учите детей быть успешными? - В настоящее время в образовательном процессе акцент делается не на передаче знаний и технологий, а на формировании творческих способностей детей. Главное - деятельный подход ребенка к получению образования, то есть его умение быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Он должен уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору.
- Как вы работаете с одаренными детьми? - Уже с первого класса мы анализируем особые успехи и достижения ученика. Ведутся портфолио достижений школьников, проводится диагностика их потенциальных возможностей и далее психолого-педагогическое сопровождение детей. Выявление творческой одаренности происходит и через систему внеурочной деятельности. И мы оказываем помощь одаренным детям в реализации их творческой направленности.
Она основана на ряде принципов. Первый из них – принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Например, обучение по индивидуальным учебным планам в 10-11 классах с выбором профильных предметов, курсов для углубления и расширения знаний, таких как «Основы медицинской генетики», «Дискуссионные вопросы отечественной истории», «Компьютерная графика» и другие – то, что именно этому школьнику интересно. Мы предоставляем детям максимальное разнообразие возможностей и обеспечиваем свободу выбора дополнительных образовательных услуг. Работаем и по принципу возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, клубы по интересам, работу в научном обществе учащихся (НОУ). Создаем все условия для совместной работы ученика и учителя.
На сегодняшний день в нашей школе функционирует система дополнительного образования, способная удовлетворять запросы современных учащихся. Это взаимосвязанная сеть кружков, клубов, студий (в том числе и на договорной основе), на базе школы. О том, что работают они плодотворно, свидетельствуют высокие показатели участия детей в специальных конкурсах и фестивалях. Яркий пример – работа учителя музыки А.М. Вяткиной. В первых классах мы предлагаем внеурочную программу «КЛАССный хор», а со второго класса дети сами приходят в вокальную студию «Поющие сердца». Первые шаги к успеху начинаются со школьной сцены, а далее ребята выступают на районных фестивалях и конкурсах, на областных, всероссийских и международных.
- Дополнительное образование – это замечательно, но как все успеть? - Действительно, дети сталкиваются с некоторыми проблемами. Это нехватка времени, непонимание со стороны учителей, родителей. Часто взрослым не хочется отпускать детей на соревнования, конкурсы. А ведь, возможно, именно в развитии творческой одаренности залог их успешности в будущей профессии! Мы гордимся нашими спортсменами, художниками, музыкантами. Они не всегда хорошо учатся, так как не все успевают делать. Но наши выпускники – кандидаты и мастера спорта по художественной гимнастике, они имеют спортивные разряды по легкой атлетике, баскетболу, туризму и так далее. Наши выпускники успешно поступают в вузы и реализуют себя во взрослой жизни.
- Расскажите о достижениях ваших учеников в интеллектуальной деятельности. Все дети участвуют в предметных олимпиадах, начиная с классного этапа. Затем общешкольный этап, и добившиеся лучших результатов выходят на районный уровень. Педагоги предлагают детям стать участниками различных конкурсов, соревнований, в том числе дистанционных. Так, учитель математики и экономики Ю.А. Бочкарева ежегодно организует участие детей в областных соревнованиях «Налоговая декларация 3-НДФЛ» и областной олимпиаде по налоговым знаниям, и ежегодно наши ученики – победители в командном и личном зачетах. Или еще пример. В прошлом учебном году одиннадцатиклассники с учителем права А.В. Стручаевой участвовали в интеллектуальной игре при академии правосудия РФ «Право со знанием» и заняли первое место, хотя соревновались с нижегородскими школами и гимназиями.
- Как вы отмечаете тех, кто добился успеха? - У нас разработана система поощрения одаренных детей, есть галерея славы школы, стенды «Наши достижения», «Лучшие спортсмены», выплачиваются премии Мининским стипендиатам, победителям и призерам олимпиад районного и более высокого уровня. Мы поддерживаем и поощряем родителей талантливых детей.
- Работа с одаренными детьми диктует высокие требования к педагогам. Расскажите об этом. - Учитель должен иметь высокие интеллектуальные способности, обладать достаточной компетентностью и способностью к творчеству, иметь опыт успешной педагогической деятельности. Он должен постоянно повышать свою квалификацию, и создавать на уроке атмосферу, которая может вдохновлять ученика, развивать его интересы, стимулировать мысли. Поэтому работа с педагогическим коллективом – одно из главных направлений. Талантливые педагоги раскрывают таланты детей.