ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

23:43 19.12.2015| Губерния | Версия для печати

Источник должен быть чист

Вода играет важную роль в нашей повседневной жизни. Повернул кран, и вода полилась. Хочешь – пей, хочешь – готовь еду, хочешь - мойся. Порой мы даже не задумываемся, какой путь проходит вода от источника до нашего дома, какие усилия должны прилагаться для того, чтобы исключить попадание в воду извне вредных бактерий и веществ.
В Нижегородской области для централизованного водоснабжения используется 21 поверхностный и 2659 подземных водоисточников.
Бытует мнение, что самая чистая вода - из подземных недр, и даже в условиях централизованной системы водоснабжения не требуется проводить особенных защитных мероприятий, чтобы обеспечивать безопасность такой воды. Ведь глубоко под землей сама природа производит чистую воду, а задача коммунальщиков – только поднять воду из недр мощными насосами и распределить по водопроводным трубам до квартир.

Однако, это не совсем так. Подтверждением тому стали события пятилетней давности в г. Урень, когда по вине местного коммунального предприятия хозфекальные стоки из аварийного коллектора просочились через трещины колодца в артезианскую скважину, подающую воду из подземных источников в водопровод. Результат – заражение питьевой воды норовирусом и около 200 заболевших. Директор предприятия был осужден.
Какова нынешняя ситуация с состоянием охраны вод и источников питьевого водоснабжения в Нижегородской области предстояло ответить Нижегородской природоохранной прокуратуре в ходе проведения соответствующей проверки. Ведь вопросами обеспечения населения питьевой водой занимаются не только коммунальные службы, но и в той или иной мере и органы местного самоуправления, и органы власти Нижегородской области, и федеральные органы.

Несколько слов о правовом регулировании данных отношений. Водный кодекс РФ устанавливает приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» гласит, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Для питьевых целей должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения водные объекты.

Для таких случаев устанавливаются зоны санитарной охраны вокруг источника. Эксплуатирующая организация должна разработать проект зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого снабжения, утвердить его в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов РФ (в Нижегородской области – это министерство экологии и природопользования).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Впоследствии данные границы наносятся на различные картографические материалы, в том числе в кадастровую документацию.

Статья 44 упомянутого закона запрещает сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжении.
Охрана подземных водных объектов осуществляется в том числе посредством возложения обязанности на физических, юридических лиц, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Ряд важнейших требований, гарантирующих безопасность вод для питьевых нужд, определены в санитарных правилах и нормах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02).
Так, согласно этим правилам зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (пояс строгого режима) предназначен для защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Согласно п. 3.2.1. Правил территория первого пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Водопроводные сооружения должны быть оборудованы так, чтобы предотвращать возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Границы второго и третьего поясов определяются при разработке проекта расчетным путем по специальной формуле.

В пределах второго пояса охраны не допускается: применение удобрений и ядохимикатов, размещение кладбищ, скотомогильников, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод.
В границах второго и третьего поясов запрещается размещение складов горючесмазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
Как показала прокурорская проверка, в целом в Нижегородской области наблюдается положительная тенденция сокращения количества источников централизованного водоснабжения, не отвечающих требованиям санитарных правил, с 17 процентов в 2010 году до 15 процентов в 2014 году.

Однако, экологическую ситуацию с состоянием водных объектов нельзя охарактеризовать как стабильную.
В 29 районах области (Большемурашкинский, Борский, Богородский, г. Дзержинск, Бутурлинский, Вачский, Ветлужский, Воскресенский, Дивеевский, Лысковский и других) не менее 90 процентов водоисточников имеют организованные зоны санитарной охраны.
Только 54 процента источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения имеют какую-либо документацию по установлению размеров охранных зон (Вадский, Ардатовский, Краснооктябрьский, Починковский, Дальнеконстантиновский и другие районы).

В Ардатовском, Гагинском, Сокольском районах лишь только у каждого третьего источника организована зона санитарной охраны.
Нижегородской природоохранной прокуратурой в деятельности хозяйствующих субъектов и их должностных лиц (Бутурлинский, Городецкий, Княгининский, Краснобаковский, Лысковский, Спасский и другие районы) выявлено 238 нарушений закона в данной сфере, для устранения которых возбуждено 58 дел об административном правонарушении, внесено 63 представления.

Наиболее распространенными нарушениями закона являлось: пользование недрами при заборе воды без соответствующей на то лицензии, либо с нарушением условий лицензии на недропользование; нарушения санитарных правил, связанные с отсутствием проектов зон санитарной охраны, с не обустройством пояса первой охраны; забор воды без учета ее количества.
Кроме того, прокуратурой направлено 8 исковых заявлений в суд с требованием обязать организации, осуществляющие забор воды из водных объектов без разрешительной документации, получить отсутствующую документацию.
Устранение выявленных в ходе данной проверки нарушений находится под контролем Нижегородской природоохранной прокуратуры.

Нижегородская природоохранная прокуратура

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Социальные предприниматели и НКО смогут получить 200 тысяч рублей на продвижение своего проекта в рамках конкурса «Бизнес-Мост»
Нижегородцев приглашают к участию в ежегодной международной патриотической акции «Диктант Победы»
Нижегородские компании приглашаются на бесплатное обучение по работе с маркировкой разных групп товаров
В Нижегородской области проходит фольклорная экспедиция
Около 10 тысяч консультаций оказал центр «Мой бизнес» Нижегородской области и его филиалы за первый квартал 2024 года

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна