ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

10:35 22.12.2015| Культура | Версия для печати

Чудесное кружево

В Санкт-Петербурге состоялась XXI международная научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития».
Конференция проходила в Высшей школе народных искусств в рамках Всероссийского фестиваля науки – 2015.



Высшая школа народных искусств – единственный в России вуз, где ведется подготовка по 16 видам народных художественных промыслов России. Он обеспечивает научное сопровождение профессионального образования и художественно-творческой деятельности по таким направлениям традиционного прикладного искусства, как художественная вышивка, художественное кружевоплетение, лаковая миниатюрная живопись (Палех, Мстера, Холуй, Федоскино), декоративная роспись (Нижний Тагил, Жостово, московское письмо), косторезное искусство (Ломоносово), ювелирное искусство, художественная роспись ткани, художественная резьба по дереву, традиционная игрушка и так далее.

Конференция является единственным в России ежегодным тематическим мероприятием научно-практического характера, посвященным проблемам традиционного прикладного искусства и профессионального образования в данной сфере.
В этом году конференцию посетили делегации из Болгарии и Казахстана.
Из Болгарии приехали Бистра Писанчева - кружевница, преподаватель Национальной художественной академии, и Анна Аврамова - доцент, член Союза болгарских художников, преподаватель по предмету «Мода» Национальной художественной академии (София).



С болгарской кружевницей Бистрой Писанчевой и ее творчеством российские коллеги могли познакомиться еще на первом международном фестивале кружева в Вологде в 2011 году. В С.Петербург на конференцию в ВШНИ Бистра приезжает уже в третий раз и всегда привозит свои новые работы и интересные доклады. На выставке ее работ можно было полюбоваться уже давно известными женскими кружевными портретами и новыми работами – репродукциями пейзажей известных художников. Бистра давно и плодотворно изучает не только коклюшечное, но и игольное кружево Болгарии. Ее доклад был посвящен историко-художественной особенности кружева «пупок», разновидности болгарского игольного кружева «кене».

Балахну на конференции представляла большая делегация: я - Галина Викторовна Муравьева, с докладом, Таисия Ивановна Чечерина и Алевтина Леонидовна Еремина с выставками авторских работ, и научный сотрудник музея ННГУ Марина Владимировна Сучкова.
Мой доклад был посвящен простой решетке – тенетниковой (ударение на первое «о»). В настоящее время она существенно подзабыта, и при обучении плетению в кружках о ней не вспоминают и не преподают. Однако образцы ее можно увидеть в изделиях, хранящихся в фондах музеев и частных коллекциях. Несколько изделий с использованием тенетниковой решетки было выставлено из запасников на выставке «Балахонский кружевной манер», проходившей в Балахнинском музее в 2015 году.



В настоящее время тенетниковая решетка возвращается из небытия. Алевтина Леонидовна применила ее для заполнения лепестков роз в своей косынке «Лебединая песня», сплетенной в 2015г. Косынка так понравилась зав. кафедрой кружевоплетения, кандидату педагогических наук Екатерине Александровне Лапшиной, что та позволила Алевтине Леонидовне скопировать понравившееся ей изделие студенток ВШНИ и даже сама помогла снять копию выкройки. А ректор ВШНИ, академик РАО Валентина Федоровна Максимович за «круглым столом» по итогам конференции в заключительном слове сказала, что балахнинское кружево ей очень понравилось, жаль, что мало привезли, и надо съездить в Балахну и посмотреть на месте, как там обстоят дела.

Вообще, выставка работ балахнинских кружевниц произвела большое впечатление на гостей и хозяев конференции. Являясь авторами сколков и исполнителями, они привнесли свежую ноту в развитие многопарного кружева. В их активе - участие в международном фестивале в Вологде в прошлом году, международном фестивале в Радужном, о чем уже писала «Рабочая Балахна». Нижегородцы могли познакомиться с изделиями балахнинских мастериц на выставках Союза художников «Осенний вернисаж», выставках фонда поддержки народных промыслов «Нижегородские кудесники». В этом году кружевницы планируют еще поучаствовать в фестивале «Волшебная нить», который откроется в музее истории и культуры Московского района 18 декабря, и в очередной выставке «Нижегородские кудесники» в музее Добролюбова в Н. Новгороде, где все желающие смогут полюбоваться на их чудесное кружево.



Если, по причине отсутствия профессионального технологического и художественного образования, кружевницы после закрытия цеха вынуждены были заниматься компиляцией со старых изделий, выдавая это за соблюдение традиций, то Таисия Ивановна и Алевтина Леонидовна, имея высшее образование, пусть и не профильное, свободно создают новые композиции, используя при этом те же приемы и элементы.
Когда начинает звучать критика в адрес авторов сколков о не соблюдении традиций балахнинского кружевного промысла, хочется усомниться в компетенции таких критиков. Фактически существует два вида кружева: сцепное и многопарное. И автор вправе сам выбирать, какого цвета нити, какую технику использовать, как составить общую композицию и что нужно именно в этом изделии в зависимости от того, для чего оно предназначено.

А традиции когда-то тоже были новациями, но со временем устаревали, и требовалась грамотная их корректировка, чего не произошло в балахнинском промысле. И в начале ХХ века он прекратил свое существование.
Заниматься развитием должны профессионалы, имеющие специальное образование. В настоящее время в ВШНИ на 3-м курсе учится балахнинская кружевница Алена Разуваева. Мы смогли познакомиться с ее курсовой работой – салфеткой, сплетенной в многопарной технике с использованием балахнинских решеток. Пожелаем ей успехов в учебе. А в планах на следующий год - конгресс OIDFA в Любляне (Словения) в июне и очередная конференция в ВШНИ в ноябре.

Г. МУРАВЬЕВА
Фото автора
На снимках:
Т.И. Чечерина (слева) и А.Л. Еремина около выставки своих работ.
Цветок с косынки «Лебединая песня» А.Л. Ереминой.
Б. Писанчева и Г.В. Муравьева, на заднем плане выставка Б. Писанчевой.
А. Разуваева, на заднем плане ее салфетка.

По ряду причин сколков многопарного балахнинского кружева почти не осталось, а по тем, что остались, невозможно плести. Поэтому сколки изделий приходится рисовать заново, и все кружево, что плетут сейчас в Балахне, можно назвать авторским многопарным с использованием элементов и приемов композиции балахнинского промысла.

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Предприниматели Нижегородской области благодаря нацпроекту получили в 2023 году финподдержку на сумму более 64,7 млрд рублей
Франц Клинцевич отметил работу Глеба Никитина в реалиях СВО
Нижегородские школьники попробуют решить реальные проблемы производства на кейс-турнире фестиваля «ПрофПогружение»
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна