Ровно 130 лет назад Джузеппе Верди написал оперу «Отелло», которая стала заметным явлением в истории музыкального театра, затмив другие произведения композитора. 7 декабря в «Доме Плотникова» состоялось открытие сезона камерных вечеров Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина в Балахне. В этот вечер ценители классического искусства собрались на концерт «Возвращение гения», на котором были представлены сцены и арии из оперы Дж. Верди «Отелло».
Слушателей приветствовала директор театра А.Д. Ермакова, она поблагодарила балахнинцев за активное посещение концертов, организованных Нижегородским театром оперы и балета, отметив, что для нее большая честь – делать легкодоступной для Балахны высокую культуру оперы. Ведущая концерта - руководитель литературно-драматической части театра Е. Третьякова ознакомила зрителей с биографией великого итальянского композитора и рассказала о значении его оперы «Отелло» в мировой культуре.
Премьера оперы «Отелло» по мотивам одноименной пьесы У. Шекспира состоялась в феврале 1887 года в Италии. Фабула либретто в основном совпадает с оригинальным произведением, за исключением первого акта (сцены в Венеции). Все действие оперы происходит на Кипре в конце XV века. В России эту оперу ставят редко из-за отсутствия подходящего тенора на роль Отелло, но в труппе Нижегородского оперного театра такой вокалист есть.
Камерный концерт в «Доме Плотникова» продемонстрировал возможную в таких условиях колоритность исполнения артистами великого произведения. Е. Скорочкин вместе с народной артисткой России Е. Мосоловой пели главные партии, В. Боровиков – партию Яго. Аккомпанировала солистам концертмейстер, заслуженный работник культуры России Л. Решетняк.
Концерт «Возвращение гения» - это сокращенная версия оригинальной оперы «Отелло». Но зрителям в трех действиях музыкального вечера передалось целостное восприятие оперы, такой, как Верди ее создал. Первое действие – возвращение Отелло на остров Кипр к любимой супруге Дездемоне – насыщено романтической нежностью героев. Голоса артистов в прекрасном виртуозном созвучии заполнили все пространство Александровского зала, напомнив о величии шекпировского слога: «Небо шлет нам венец из звезд лучистых». Противоположным по настроению было второе действие – зарождение усилиями коварного Яго в Отелло ревности. «Ревнивца убеждает всякий вздор, как доводы священного писанья».
Раскрывается другая сторона личности главного героя – чувственная нежность его к супруге уродуется греховными подозрениями, толкая Отелло на страшный замысел. Что приводит сюжет к логичной кульминации в третьем действии. Дездемона, готовясь отойти ко сну, охваченная мрачными предчувствиями, судорожными вибрато поет балладу об иве и молитву Ave Maria. Отелло входит через потайную дверь и требует супругу покаяться в грехах. Молодая женщина в ужасе, Отелло душит ее. Позже, мучимый невыносимыми страданиями совести и узнав о невиновности Дездемоны, Отелло убивает и себя.
Атмосфера концерта была органичной и завершенной. Цельно и профессионально артисты Нижегородского театра оперы и балета передали суть произведения, рожденного великим Дж. Верди, которое относят к вершине его творчества, опера является кульминацией развития итальянской оперы XIX века.
Ф. РАДИЩЕВА На верхнем снимке: солисты театра оперы и балета Е. Скорочкин и Е. Мосолова. Фото С. НОВИКОВОЙ