ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

14:06 31.01.2017| Актуально | Версия для печати

От стеклянных пластинок - к мегапикселям

Долгая эволюция фотографии от «раньше» до «теперь» с точки зрения любителя.
Старшее поколение фотографов, заставшее 50-60-е годы прошлого века, помнит, например, «Фотокор». Для тех читателей, кто не знает, что существовала такая марка фотоаппарата, представляем здесь снимок для наглядного примера.



Аппарат требовал стеклянных светочувствительных пластинок: после подготовительных операций необходимо было вставить в камеру плоскую кассету с такой пластинкой, вытащить защитную крышку и только тогда уже произвести спуск затвора. Если надо было выходить на природу с такой техникой, то требовалось брать с собой штатив-треногу, набор пластинок, сам аппарат и прочие мелочи… Очень похоже на выход художника-натуралиста на вольный воздух – в поисках подходящего пейзажа, достойного красок, кисти и загрунтованного полотна.

Любительская фотография середины прошлого века (да и позже тоже – хотя бы отчасти) была во многом таинством, искусством, в котором наряду с соответствующим техническим оснащением, с различными рецептами обрабатывающих растворов и другими процедурами выполнения операций были и такие компоненты, как удача (когда интересный снимок получался в результате счастливого случая), как терпение (когда лишь после немалого числа проб задуманное проявлялось - в буквальном смысле от слова «проявитель» - на листе фотобумаги). Отнюдь не всегда получалось то, что было задумано, но иногда выходило оригинально, свежо.

Первым этапом развития техники любительской фотографии в нашей стране, начиная с послевоенных лет, можно считать эпоху так называемых средних форматов кадра (9х12 см, 6х9 см, 6х6 см). В подавляющем большинстве случаев печать с негатива производилась контактным способом: лист фотобумаги прижимался к негативу. Использовались стеклянные фотопластинки, а позже и роликовая пленка. К средне-форматным отечественным аппаратам относились популярные «Фотокор», «Москва», «Комсомолец», «Любитель», «Искра», «Салют».

Требование компактности и доступности фототехники привело к появлению так называемых малоформатных камер, рассчитанных на роликовую пленку шириной 35 мм (с размером кадра 24х36 мм). Массовый выпуск таких фотоаппаратов можно условно считать вторым этапом любительской фотографии. Пришла эпоха фотокамер, внешний вид которых уже вполне привычен нам. В типичный список малоформатной техники входили «ФЭД» (первые такие камеры, копирующие знаменитую импортную «Лейку», были изготовлены в трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского в Харькове, 1934г.), «Зоркий», «Зенит», «Киев», дешевые «Смены» разных модификаций и другие.

С переходом на малый формат кадра оперативность съемки повысилась, фотоаппараты приобрели ценное свойство – компактность и почти постоянную готовность к работе. А что ушло? Тот, кто имеет представление о классической («мокрой») фотографии, без труда ответит на этот вопрос: первый этап – получение негативного изображения – стал во многом механической процедурой. Почти все тонкости, с помощью которых можно повлиять на конечный результат, перешли в позитивный (вторичный) процесс: малый формат негатива уже требовал увеличения, то есть довольно громоздкого приспособления под названием фотоувеличитель и всех прочих аксессуаров.

Кроме того, стала проявлять себя (это своеобразный бич малого размера кадра) не так заметная при использовании средних (сантиметровых) форматов негатива зернистость изображения: ее можно легко обнаружить на подавляющем числе любительских снимков. Да и мелкие огрехи негатива (пыль, царапины) стали более заметны, поскольку увеличивались в размерах вместе с самим изображением. В этом отношении средний (и, конечно, большой тоже) формат кадра позволял получать более качественные снимки. Кроме того, негатив среднего и большого формата было гораздо легче ретушировать, то есть ручным способом устранять изъяны.

Ну, а третьим этапом условной периодизации развития любительской фотографии стало появление «цифры»: прогресс электроники внес свои существенные коррективы и в область любительской фотографии. Классическую фотографию практически вытеснил электронный способ получения изображения.

Несколько слов о цвете. Цветная фотография на любительском уровне стала более-менее доступной с конца 50-х, но требовала большей технической оснащенности, да и результаты (качество цветопередачи и прочие параметры) были не столь стабильны, как в «обычной», то есть черно-белой фотографии. Ну, а слайды стали доступны даже начинающим фотографам приблизительно с середины 60-х. Цветное изображение на просвет обладает неоспоримыми преимуществами перед отпечатком: краски сочнее, насыщеннее, цветовой контраст изображения выше. Да и сам процесс получения готовых слайдов проще в сравнении с довольно громоздкой процедурой цветной фотопечати. Есть, конечно, и свои минусы: в процессе обработки отснятого материала почти невозможно существенно повлиять на результат (требуется неукоснительное соблюдение температуры растворов и длительности каждой стадии), а для просмотра готовых слайдов нужен или простейший диаскоп, или проектор изображения на большой экран. Эпоха цветных диапозитивов уже ушла в прошлое.

Можно вспомнить и о некоторых любопытных приемах, применявшихся при получении готового фотоотпечатка. Иногда делали так называемое вирирование (придание черно-белому снимку особого оттенка: синего, зеленоватого, коричневатого – многие наверняка представляют себе, что такое сепия).
А вот у фотобумаги марки «Бромпортрет», при разбавлении раствора проявителя водой, время появления изображения увеличивалось, но вместо холодноватых тонов достигались тона той самой сепии – от теплых и нежных светло-коричневых, до довольно густых, плотных оттенков той же гаммы. На некоторых старых снимках этот эффект хорошо заметен.

Фотобумага «Йодоконт» давала зеленоватое изображение, подходившее для передачи пейзажей с живой зеленью растений.
Использовали и вспомогательные реактивы - продавались пакетики химикатов с надписью «Вираж» (к маневру транспортного средства этот термин фотографической химии, конечно же, не имеет никакого отношения).

Была и стереофотография: например, фотокамера «Спутник» имела два объектива и работала с роликовой фотопленкой (кадры размером 6х6 см). Получались так называемые стереопары - два снимка, которые при рассматривании в специальную приставку (стереоскоп) давали зрительный эффект трехмерного пространства. (Обычно использовалась обращаемая цветная фотопленка, то есть получалась пара цветных слайдов).

Итак, вот она - эволюция техники любительской фотографии - от «гармошечного» «Фотокора» со стеклянными фотопластинками до современных электронных фотокамер, позволяющих без всяких растворов сразу же получать отличное изображение на экране компьютера, а затем - при желании - и его аналог на листе бумаги.

Да, практически ушло ворчество, которое было «встроено» в оцесс получения негативного и позитивного изображения в классической фотографии. Его заменили манипуляции с графическим файлом в редакторе изображений на компьютере. Да, современные возможности электронной фотографии практически полностью перекрывают все традиционные и оригинальные приемы былого. Но, к счастью, никуда не делась первая и самая важная фаза: поиск интересного сюжета, построение композиции кадра.

Почти бездумное щелканье затвором аппарата неопытным новичком, чаще всего и не стремящимся понять, что к чему, приводит к неправильному построению кадра, к ошибкам в выборе его границ, к неумелому выбору точки съемки и т. п. В конце концов, дело не в технике, не в дорогом фотоаппарате с кучей оперативных возможностей - решающим фактором было и остается практическое мастерство, которое приобретается с опытом, благодаря терпению и внимательности.

А. СВЕТЛОВ
P.S. Автор благодарит В.А. Радонежского и А.П. Зюзина за помощь в подготовке материала.

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп
Нижегородские предприниматели приглашаются на Межрегиональный форум семейного бизнеса
Четыре туристических информационных центра Нижегородской области появится на региональном участке автомобильной трассы М-12
Более 300 предприятий представят свои вакансии на региональном этапе Всероссийской ярмарки трудоустройства в Нижегородской области

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна