Малосбыточной мечтой для большинства мальчишеской братии 60-70-х годов прошлого века было владение чешским мотоциклом «Ява». Они были сказочно дороги, также красивы и продавались крайне ограниченными партиями в специальных магазинах и только в крупных городах страны. Но у кого-то они все-таки были. Были и отечественные мотоциклы - «мински», «ижи», «ковровцы» с «восходами». А «Ява», как ни крути, иномарка. Парней, владеющими тогда в Балахне этой техникой, знали наперечет и почтительно называли «явистами».
Самое удивительное, что и сейчас в районе есть люди, не изменившие своей юношеской влюбленности в эти так и не сумевшие состариться мотоциклы. Так, известный многим в Балахне Владимир Фадеевич Веселов держит самую большую и представительную коллекцию «Яв» в России. Познакомились мы с его достоянием на мотовыставке, которая недавно прошла в районном Доме культуры.
Десятки мотоциклов прошли через руки В.Ф. Веселова, многие из них он восстанавливал буквально из металлолома. А восстановление раритетной техники Владимир начинал с автомобиля «Москвич-402». Он с сыном в свое время построил автомойку, а для привлечения клиента на крышу водрузили восстановленный «Москвич». Следующим восстановленным раритетом стал мотоцикл «Ява», на котором Володя гонял по Балахне в юности. Купил его с рук, до этого им владел Кудрявцев (Кудрявый) из Самойловки, а боковой прицеп позднее докупил у М. Ильющенкова. А дальше уже захотелось большего. Искали и собирали технику по всей России, приобретали мотоциклы и за рубежом.
Например, четырехтактную «Яву-500» (она сейчас единственная в стране). Эта модель выпускалась с 1952 по 1958 год. У Володи мотоцикл 56-го года. Кстати, Владимир Фадеевич историю названия легендарного мотоцикла знает прекрасно. Оказывается, слово «Ява» символизирует не имя острова или марку сигарет, а образовано от слияния первых букв фамилии владельца завода Франтишека Янечека, бывший изначально оружейным, и германской фирмы «Вандерер», у которой была приобретена лицензия на мотоциклетное производство.
Владимир начинал именно с этих мотоциклов, но не брезговал вместе с такими же, как он, увлеченными сыном и зятем попутно реставрировать мопеды и мотороллеры. Они восстанавливали практически из лома раритеты, каких в целом мире насчитываются всего лишь десятки единиц. Гордость коллекции - «Харлей-Девидсон» времен Второй мировой. Мотоцикл завораживает своей продуманностью. Ребята восстановили и повесили на рулевую вилку даже чехол под карабин. А одну «Яву» выкупили у дипломата, служившего в ЮАР.
В коллекции представлена также советская техника - линейка Ковровского мотоциклетного завода, легендарные «Ижи», пожалуй, самые массовые мотоциклы этой эпохи, как и «Уралы», имеющие немецкие корни. После войны в качестве репарации Союз вывез из Германии целые заводы, производившие мотоциклетную технику. Первый «Иж-350» - точная копия «ДКВ». Далее пошел «Иж-49» с единственным отличием - телескопической вилкой. Глаз не оторвать от отечественного военного мотоцикла «М-72», на люльке у которого прикреплена точная копия ручного пулемета Дегтярева. А у немецкого штурмового мотоцикла «КС-600» на люльке стоит знаменитый пулемет «МГ». Этот мотоцикл нашли поисковики в лесах под Смоленском. Их было очень мало в России, в основном они использовались в Африке в германских танковых частях генерала Роммеля. А дальше выставочный ряд дополнили крайне редкостные «Явы» и в том числе легендарная «Калифорния». Она в Союз вообще не поставлялась, куплена в Финляндии.
В общем, говорить об этих мотоциклах можно бесконечно, а вот увидеть - пока проблема. Но мир не без добрых людей. Местные власти района решили поддержать Веселовых делом и совместно с ними построить музей-выставку раритетной техники, а где и когда, расскажем со временем.