ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Образование

19:43 26.03.2019| Образование | Версия для печати

«Путевку в жизнь» дает нам школа





К юбилеям образовательных учреждений района:
становление образования в Балахнинском районе в 1929-1939 гг.

Декретом II Всероссийского съезда Советов в октябре 1917г. был учрежден Наркомат просвещения. Первыми решениями советская власть осуществила реформу по демократизации начального, среднего и высшего образования.

Структура советской школы

Постановлением Наркомпроса от 21 января 1918г. и положением «Об организации дела народного образования в Российской республике» административное руководство школой передается местной власти: образованы губернские (губоно), уездные (уоно), волостные (волоно) отделы народного образования при исполкомах. В 1929г. в связи с ликвидацией губернского административно-территориального деления и образованием края, а в декабре 1936г. Горьковской области, создаются отделы народного образования при райисполкомах (роно).

Отдел народного образования Балахнинского рабочего района начал свою работу чуть раньше, с мая 1924г., в период выделения из Городецкого и Сормовского уездов Балахнинского рабочего района. Реорганизация Балахнинского роно в инспекцию просвещения была проведена 26 ноября 1930г., а через два года вновь организован роно.

В 20-е годы детей отдавали в школы, как правило, с восьми лет. Допускался прием на год ранее и на три года позже указанного возраста. Советская школа делилась на две ступени. Первая предназначалась для детей 8-11 лет, вторая – для детей 12-17 лет.

Перед стартом программы ликвидации безграмотности в 1922г. нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский признавал, что школ первой ступени хватает только для половины детей. Школы же второй ступени могли посещать только 5-6 процентов нуждающихся. Но уже к концу двадцатых годов насчитывалось 113 тыс. 400 школ первой ступени, в которых обучалось свыше 8,7 миллиона детей, а 1800 школ второй ступени могли вместить около миллиона человек. Разумеется, техническая оснащенность учебных заведений оставляла желать лучшего, да и обучение в несколько смен было скорее нормой, чем исключением.

К середине двадцатых годов школы стали получать деньги на покупку необходимых принадлежностей. Впрочем, из-за нехватки бумаги на полях газет писали еще вплоть до начала 50-х годов.

Среднее образование в 20-е годы прошлого столетия длилось семь лет. Следующий этап – профессиональное образование – включал в себя профессиональные школы, техникумы и институты. Советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учебы).

С 1932г. среднее образование стало десятилетним, а спустя еще два года в СССР установилось три типа общеобразовательной школы: начальная (с 1 по 4 класс), неполная средняя (с 1 по 7 класс), средняя (10 классов).
Советская школа строилась по принципу единой трудовой школы. Единой она называлась потому, что заменила сословные учебные заведения. Социальные барьеры между начальной деревенской школой, реальным училищем и гимназией были разрушены.

Прежняя начальная школа в селе считалась теперь школой первой ступени. Окончив ее, подросток мог направиться в уездный город и поступить в семилетку, которая считалась школой второй ступени, и продолжить обучение с того уровня, на котором он закончил в деревне. Завершить среднее образование можно было в школе повышенного типа, то есть десятилетке.

Начало всеобуча в Балахнинском районе

Существенный вклад в развитие народного образования Балахнинского района в 30-е годы внесли руководители роно (инспекторы) Селезнев, Кушнарев, Овсянников, Гомазов, Чугина, Гаврилова и многие другие.
Из архивных документов следует, что состояние народного образования в районе в конце 20-х годов не удовлетворяло возрастающим потребностям промышленности и рабочего класса. Население по городу и рабочим поселкам увеличилось с 6 тыс. 588 человек в 1913г. до 23 тыс. 719 человек в 1929г. Число учащихся возросло почти в три раза: с 845 человек в 1913г. до 2482 в 1929г.

Начиная с 1928/1929 учебного года в Балахнинском районе стали вводить всеобщее обязательное обучение детей восьмилетнего возраста (всеобуч). Данная программа затронула не только город, но и весь район (охват детей школьного возраста составлял 87 процентов, а детей восьмилетнего возраста – 93 процента). Со следующего учебного года всеобуч распространили и на девятилетних ребят.

К чему привел ощутимый рост населения и количества учащихся? Разумеется, к нехватке школьных помещений и в городе, и в сельской местности. Выход мог быть только один: расширять имеющиеся школы, а также строить новые. Рабочие поселки предприятий Электростроя (мкр. НиГРЭС), Гидроторфа, Картонстроя (мкр. ЦКК) особенно нуждались в собственных школах.

И работа велась:

«В начале 28/29 учебного года в пределах городской черты были построены 2 школы: 1) 7-летка на 200 чел. учащихся (каменная, 2-этажная на Курзе). 2) 2-х комплектная деревянная школа на 7-летку на 1-м поселке Гидроторфа. Для осуществления всеобщего обучения в черте города были открыты 4 новых комплекта, в 29/30г. были открыты 7 новых комплектов. В общем, охват 8 и 9-леток осуществляется почти на 100% (исключение составляют несколько больных и дефективных детей, не посещающих школы)».

Двухэтажную семилетку на Курзе сейчас мы знаем как школу №12 им. М. Горького в Правдинске (ее третий этаж был построен в начале 30-х гг.). В 1933г. от «двенадцатой» отделилась начальная школа, поначалу разместившаяся в здании ФЗУ. С 1935г. она была преобразована в неполную (семилетнюю среднюю) с присвоением имени В.И. Ленина. В 1940г. неполная средняя школа №11 им. Ленина стала средней.

Деревянная школа в первом поселке Гидроторфа – это школа №10. С 1930г. она получила статус семилетки. В 1933 году выстроено новое здание, за парты сели 310 мальчиков и девочек, учительский коллектив объединял 20 педагогов. В 1937 году школа стала десятилетней.
К началу тридцатых годов в городе уже имелось несколько школ. Коротко расскажем о каждой из них.

На улице Ленина, в здании бывшего высшего начального училища располагалась школа №1 (закрыта в конце 90-х годов прошлого века). В 1918 году здесь организовали школу второй ступени. С 1932 по 1940 годы в этом здании была самостоятельная начальная школа.
Воскресенское городское начальное училище преобразовали в школу №2. Ныне она не существует.

Школа №3 организована на базе Балахнинской смешанной гимназии. В годы войны «третья» оставалась начальной. В 1952г. она стала женской семилетней, а через три года вновь смешанной. В деревянном здании было тесно, не хватало учебных кабинетов. В 1954г. Балахнинский горсовет принял решение о строительстве нового здания в поселке ЖДО. 11 января 1957г. учащихся школы №3 перевели в просторные помещения.

Архивные документы сообщают, что «в 29 году закончено строительство Лукинской школы. На предстоящий 30-31г. предполагается стр-во школы на НиГРЭСе на 350 учащихся, закладка школы 7-летки в городе на 560 учащихся. В ряде школ организованы мастерские (Б. Козинская 9-летка, 7-летка имени «25 Октября» и шк. 7-летка имени Горького) и ряд рабочих комнат при школах 1-й ступени, благодаря чему значительно шире было развернуто трудовое воспитание. Во всех повышенных школах и в школе 1-й ступени города введено физическое воспитание. Введено преподавание искусств (ИЗО, пение)».

В Балахне (без учета района) в начальных школах в 1928/1929 учебном году обучалось 1220 детей, или 94 процента ребят школьного возраста. В следующем – 1234 ребенка, или 98 процентов. Повышенное образование, то есть семилетку, в 1929г. получали 481 человек, в 1930г. – 476. Среднее техническое образование (ФЗУ) в 1930г. получали 240 учеников. Социальный состав учащихся на конец 20-х предсказуем: на школьной скамье дети рабочих и служащих.

Школьная сеть развивается

С нового 1929/1930 учебного года в Балахне открыли 15 классов школ 1-й ступени и 9 классов школ повышенного образования. В начальных школах учились все дети 8-9 лет.

Школы обеспечивались педагогическими кадрами, больше внимания уделялось сельским школам, но стоимость обучения повысилась. Все дело в том, что школы финансировались не только наркоматом просвещения, региональными бюджетами и организациями, но и напрямую родителями школьников. Наркомпрос разъяснял: «Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей». Плата не являлась обязательной, но без нее школы просто не смогли бы работать.

Осенью 1929г. президиум Балахнинского райисполкома одобрил строительство школы-семилетки в центре города. Ныне она известна как школа №6 им. К. Минина. По плану каменное двухэтажное здание на 640 учеников должны были построить до сентября 1931 года. Строительство определили на площади Советской (бывшей Базарной), на месте Вознесенского городского собора, который подлежал закрытию и сносу. Летом 1930г. начали разбирать собор. Из-за некоторых проблем, в том числе и финансовых, школу достроили позже, в 1934г.

О сложностях со строительством явно свидетельствуют документы тех лет: «Школа ФЗС им. Бубнова (названа в честь наркома просвещения А.С. Бубнова, – прим. авт.) – постройка начата в 1931г. В настоящее время строительство выполнено на 17% - выведен первый этаж здания. Израсходовано до 120 тыс. рублей. По плану строительства в 1932г., чтобы подвести под крышу здание, надо еще до 270 тыс. рублей». Работы затянулись до самого начала учебного года 1934/1935. Акт приемки школы в эксплуатацию датирован 29 августа 1934г.

В конце 1930г. классы были обеспечены помещениями, но занятия по-прежнему проводились в две смены. «Нужда в обуви, и особенно валяной, и одежде – громадная. За неимением последней есть случаи отсева. Горячие завтраки организованы в 21 школе из 50 (по району – прим. авт.), причем в сельских местностях завтрак состоит из чая, не особенно сладкого, и хлеба».
В Балахнинском районе (по данным на 1 сентября 1933г.) работало 55 школ, из них школ 1-й ступени – 48, фабрично-заводских семилеток – 3, фабрично-заводских девятилеток – 3, школ колхозной молодежи (сельская общеобразовательная школа на базе начального образования, подготовка в объеме 7 классов, срок обучения – 3 года. Наряду с общим образованием давала основы агроподготовки и организации сельхозпроизводства) – 1.

Число учащихся в городских школах к 1936-1937 учебному году (по начальной и средней школам) возросло до 4785 человек. Городской совет настаивал на продолжении школьного строительства, имеющихся зданий не хватало городу. К этому моменту недостаточно стало и педагогов (далеко не все из них имели специальное образование, повышение подготовки шло через заочный техникум, экстернаты).

Одновременно со строительством в 30-е годы домов №2-12 по улице Свердлова (в народе они известны как «красные дома», – прим. авт.) была выстроена и школа №7. Ей присвоили имя революционера и советского политического деятеля С.М. Кирова. Школа №7 прекратила свое существование после завершения в 1963г. строительства школы №4. В наши дни в здании «седьмой» расположены вечерняя школа и ДЮСШ.

В 1939г. Балахна получила еще одну школу. В микрорайоне ГоГРЭС построили небольшое деревянное здание – начальную школу №9. В первый учебный год (1939/1940гг.) за школьные парты сели около 300 учеников. Полноценное двухэтажное здание на улице Дзержинского (в конце тридцатых здесь размещалась другая школа – №8) «девятая» обретет лишь в 1953г.

Конец 30-х. Планы третьей пятилетки

Обязательное семилетнее обучение осуществлялось в советских городах и рабочих поселках с 1933 по 1937 годы. Уже в 1938/1939 учебном году 97,3 процента детей, окончивших начальные классы, перешли учиться в среднюю школу. Согласно плану третьей пятилетки предполагалось также введение всеобщего среднего образования в сельской местности, но грянула война. Поэтому семилетнее всеобщее обучение осуществили только в 50-х годах.
Конечно, к концу 30-х годов, когда страна готовилась к выполнению третьей пятилетки (1937-1942), никто и не думал о грядущих суровых переменах. Поэтому мы и расскажем ниже, как планировалось развивать образование в Балахнинском районе.

«Центральной задачей в развитии школьной сети является осуществление в основном к концу 1942г. семилетнего обязательного всеобуча на селе. Перевод в 5-е классы из выпусков 4-х классов на селе должен быть обеспечен не менее чем на 90% к последнему году пятилетки». Также предполагалось построить до 100 тыс. кубометров школьных и дошкольных зданий, чтобы изжить двухсменность занятий в школе.
«К концу 30-х годов в городе имелось 9 школ (напомним, что официально поселок Правдинск присоединили к Балахне лишь в 1993 году, – прим. авт.). Из них – пять начальных (№2, №3, №4, №5, №9), две неполных средних (№1, №8) и две средних (№6, №7)». В средних школах не было специальных учебных кабинетов, фактически они использовались под классные комнаты, не везде существовали кабинеты врача и военные кабинеты, буфеты имелись только в двух школах.

Дети 8-10 лет из поселка ЖДО ходили в школу на расстоянии 2,5-3 км. Общественность категорично настаивала на строительстве школы в самом поселке (она появилась только после войны). Второй объект строительства – это начальная школа №9. Взамен старого и ветхого здания хотели возвести новое.

К последним предвоенным годам СССР подошел с внушительными цифрами. В городах Союза насчитывалось 6 566 тыс. начальных школ, 4 317 тыс. неполных средних и 6 371 тыс. средних школ, в которых обучалось свыше 9 млн учащихся.
Особенно значительными были достижения в деревне. Победа и упрочение колхозного строя открыли широкую возможность для получения сельской молодежью образования. В сельских местностях имелось 115 167 тыс. начальных школ, 31 944 тыс. неполных средних и 6098 тыс. средних школ. В них обучалось свыше 22 млн человек.

Что касается нашего города, то на 1939-1940 учебный год картина была такой. Начальные школы насчитывали 38 классов с 1 493 учащимися, неполные средние – 28 классов и 1 094 учащихся, средние – 61 класс и 2 242 учащихся.
Через год началась Великая Отечественная война. Все, что планировалось в области образования и других сферах, осуществили гораздо позже. Но это уже совсем другая история...

П. ЗЮЗИН,
главный архивист ГАНО г. Балахна

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп
Нижегородские предприниматели приглашаются на Межрегиональный форум семейного бизнеса
Четыре туристических информационных центра Нижегородской области появится на региональном участке автомобильной трассы М-12
Более 300 предприятий представят свои вакансии на региональном этапе Всероссийской ярмарки трудоустройства в Нижегородской области

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна