ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


10:23 16.06.2019| Культура | Версия для печати

Из истории Балахнинского театра



В Год театра, а 2019-й год посвящен именно этой культурной тематике, безусловно, хочется вспомнить и о том, что в Балахне был свой драматический театр и на его сцене выступали не просто провинциальные актеры, но и будущие заслуженные и народные артисты, имена которых стали известны по всей стране.


НА СЦЕНЕ, В ПОЛЕ И ВАГОНЕ


Он возник в далекие 20-е годы, актеры сначала выступали на летней сцене, а потом, когда в 1930 году был построен Дом культуры им. Парижской коммуны (сейчас это РДК), Балахнинский драматический театр получил прописку там.

Выступали не только в Балахне, имена балахнинских актеров знали в Лыскове, на Бору, в Шахунье. Часто давали спектакли в сельских домах культуры. А после спектаклей оставались в деревнях, чтобы помочь крестьянам косить сено, убирать картофель, зерно. В 1941 году Балахнинский драмтеатр влился во 2-й межрайонный колхозный, а затем был реорганизован в Транспортный театр, который обслуживал работников Горьковской железной дороги. Артисты на поездах перемещались от станции к станции, показывали спектакли.

А после окончания войны театр в Балахне возродился вновь и работал до 1963 года.
В музее «Усадьба Худякова» балахнинскому театру посвящена целая экспозиция. Здесь представлены программки и афиши, музыкальные инструменты, предметы реквизита и, конечно, фотографии. С огромного фото далекого 1930 года смотрят актеры, художники, администраторы театра. Судя по афишам, в репертуаре ведущее место занимала классика. Ставили пьесы Мольера, Островского, Толстого, Сухово-Кобылина. Представлены также документы актеров Ивана Александровича Ефимова, Петра Ивановича Поволжского и т.д.


ВЕЛИКИЕ ИМЕНА


Можно назвать немало имен известных российских актеров, которые начали свой путь в искусстве со сцены Балахнинского драмтеатра. Например, это Любовь Андреевна Кремнева и Борис Владимирович Добронравов, ставшие впоследствии заслуженными артистами РСФСР.

Борис Добронравов – актер потомственный. В театре всю жизнь служили родители, а родной дядя – народный артист СССР Борис Добронравов – блистал на столичной сцене.
В Балахну Борис Добронравов-младший приехал после окончания ГИТИСа и здесь познакомился с будущей женой Любой Кремневой, которая уже в 18 лет показала себя блестящей актрисой. На балахнинской сцене Добронравов и Кремнева играли почти до самого закрытия театра. А потом, так случилось, разъехались по разным городам. Любовь уехала в Смоленск. Затем были Горький, Иркутск, Волгоград и Калуга. А Бориса ждали Уральск, Чкаловск, Ленинабад, Махачкала, тот же Смоленск и, наконец, Астрахань.

Одновременно с ними на балахнинской сцене блистал Николай Федорович Волков. 15-летним подростком он приехал в Москву, и тут грянула война. Приписав себе два года, благо выглядел старше своих лет, ушел добровольцем на фронт. За храбрость на груди появились медали «За Отвагу», «За боевые заслуги», орден Отечественной войны. Когда наступило мирное время, нужно было строить, восстанавливая разрушенное. Поэтому в Ленинградский театральный институт поступил лишь в начале пятидесятых, а в 57-м стал актером Балахнинского театра. Но лишь на три года. В 1960-м начал активно сниматься в кино. И в общей сложности за тридцать лет снялся в сорока фильмах. И хотя это были, в основном, эпизодические роли, в каждой Николай Волков стремился проявить себя яркой личностью. Например, колоритный образ шофера Прохорова в фильме «Корпус генерала Шубникова». Это был фильм о войне, которую хорошо знал актер. Он не играл, он жил своим героем. Так было и в фильмах «Блокада», «Они сражались за Родину», «Батальоны просят огня», «Приступить к ликвидации» и других.

Известно, что на сцене Балахнинского драмтеатра в начале тридцатых выступали еще совсем юные Галина и Лариса Пашковы. Здесь они делали первые шаги в искусстве, учась актерскому мастерству у Нины Георгиевны Пуховой. А в Москве стали примами театра имени Вахтангова, получили всероссийскую известность. Обе играли блестяще, поистине составив славу театру. И публика разрывалась в предпочтениях, не зная, кого из сестер выделить более. Обе получили Сталинские премии, звания народного артиста СССР.


НАСЛЕДНИКИ КОСИЦКОЙ


Любовь Косицкую считали лучшей театральной актрисой России. Великий драматург А.Н. Островский говорил, что все лучшие произведения написаны им для «сильного таланта и под влиянием этого таланта». И этим талантом для него была Любовь Павловна Косицкая-Никулина.
Нет, она не играла на сцене Балахнинского драматического, тогда этого театра еще просто не существовала, но она жила в Балахне и потому актеры нашего города по праву могли называться наследниками Косицкой.

В период ее славы мало кто вспоминал, что родом она из крепостных. С рождения была собственностью нижегородского помещика Бабкина, затем владельцем ее семьи стал помещик Мессинг, живший в Балахне. В 1839 году отец Любы выкупил свою семью из крепостной неволи, но отдал за это все сбережения. Стали свободными, но бедными. Из Балахны переехали в Нижний Новгород, где 12-летняя Люба поступила в услужение в дом богатой купчихи Долгановой. И здесь повезло. «Прасковья Аксеновна полюбила меня и ласкала как дитя свое, – писала Любовь Косицкая в своих воспоминаниях. – Безотчетная радость овладевала мною. Я пела, плясала, как будто горе никогда не касалось меня».
А еще купчиха водила Любу в театр, и после этого она заболела театром, поняв, что именно там ее жизнь.

В 14 лет Косицкая попала в театральную труппу, в этом опять помогла Долганова. Здесь ее научили петь, танцевать и декламировать. Первые роли были эпизодические – играла крестьянок, горничных. Но играла так естественно и непринужденно, что ее вскоре заметили. В опере «Волшебная флейта», которая включала элементы балета, исполняла танец с помелом. Зрителям очень понравилось, и девушке пришлось этот танец исполнить трижды. Потом оказалось, что и голос у нее хорош, начала исполнять оперные партии.
Вскоре молодую актрису наперебой стали приглашать в другие театры. Она выбрала Ярославль, и там 15-летняя Люба сразу стала любимицей публики. Но этого ей было мало, она мечтала попасть в Большой театр. А переехав в Москву, в 1847 году вышла на сцену Малого театра. И там к ней пришла настоящая слава.

Луиза, Дездемона, Джульетта, Офелия… Ей не просто удавались, она блистала в этих ролях. Московская публика сразу приняла и полюбила ее.

Затем Любовь Косицкая вышла замуж за актера Ивана Никулина, и уже вскоре у них родилась дочь. А вернувшись на сцену после рождения ребенка, 26-летняя актриса выбрала для своего бенефиса пьесу никому неизвестного автора Александра Островского «Не в свои сани не садись». И эта премьера стала настоящим театральным событием. С тех пор каждая новая пьеса Островского благодаря Косицкой шла с большим успехом. Вершиной театрального успеха была роль Катерины («Гроза»). Ведь она, по сути, была «автобиографична». Монологи Катерины Островский писал под влиянием рассказов Косицкой о своем детстве и о тех переживаниях, которые наполняли душу юной Любы.
Неудивительно, что между Косицкой и Островским начался роман. Драматург даже предлагал ей руку и сердце, но Любовь Павловна отказалась. Она была замужем, он тоже жил гражданским браком.

Умерла Любовь Косицкая рано, в 41 год. И на ее похороны, казалось, собралась вся Москва.



В. КАЗАКОВ,
научный сотрудник музея п. Б. Козино
Фото автора

На фото: Труппа Балахнинского театра, 1930 год. Экспозиция актера Петра Поволжского.

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Франц Клинцевич отметил работу Глеба Никитина в реалиях СВО
Нижегородские школьники попробуют решить реальные проблемы производства на кейс-турнире фестиваля «ПрофПогружение»
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп
Нижегородские предприниматели приглашаются на Межрегиональный форум семейного бизнеса

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна