ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ

СТРАТЕГИЯ

МЫ ВМЕСТЕ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

10:59 23.02.2020| Земляки | Версия для печати

Герой нашего времени

В феврале этого года исполняется 78 лет с появления в районе д. Истомино военного аэродрома и перевода сюда 786-го авиационного полка, сражавшегося с первых дней на фронтах Великой Отечественной.







786-й истребительный авиационный полк ПВО уже стал частью истории Балахнинского района. Кто не помнит завораживающие полеты МИГ-31, при виде которых нас переполняло чувство гордости за мощь своей страны?.. Уходят в прошлое славные страницы, уходят герои той эпохи.
20 ноября 2019 года не стало одного из тех офицеров, кто, неся боевое дежурство, вписал свое имя в историю Истоминского полка, а значит, и в историю России. Иван Григорьевич Щербак – это имя вызывает уважение и только добрые воспоминания у всех, кто служил, работал и общался с ним. Жизнь Ивана Григорьевича, вроде, типична для советского офицера авиации, и одновременно она являет яркий пример служения Родине, на котором можно воспитывать и нынешнее, и будущие поколения.
Родился Иван Григорьевич в селе Красносельское Саатлинского района Азербайджанской ССР 1 мая 1952 года. В Азербайджан из Ставрополья семья отца Григория Тихоновича Щербака переехала в 1930-е годы, спасаясь от репрессий, которым подвергались зажиточные крестьяне. Хлопок, над выращиванием которого трудились в Красносельском, был в то время стратегическим сырьем, видимо, поэтому переехавших сюда русских, трудившихся в местном колхозе, не трогали. Григория Тихоновича уважали как отличного механика. Имея 4 класса образования, он мог на слух определить, где и какая поломка в тракторе или другой технике. Григорий Тихонович воевал на фронтах Великой Отечественной и был награжден медалью «За отвагу». Иван был одним из пяти детей, все они, даже младшая дочь Люба, унаследовали технические способности отца, связав свои профессии с механикой и инженерией. В 1980-х годах семья родителей вернулась на Кубань, успев покинуть Азербайджан до начала этнических конфликтов.
Недалеко от родного села располагался учебный аэродром Армавирского высшего военного авиационного училища, гул самолетов здесь слышался постоянно, может быть, поэтому, когда встал вопрос о выборе профессии, карьера военного перевесила все остальные варианты. Иван планировал стать летчиком, но судьба распорядилась иначе. Как раз в 1969 году на базе Армавирского училища было создано Ставропольское высшее военное училище летчиков и штурманов войск ПВО, куда он успешно поступил и с отличием окончил в 1973 году.
После училища молодой лейтенант был направлен на службу на аэродром Белая в Иркутской области. Первым самолетом штурмана Щербака стал перехватчик ТУ-128. В Сибири Иван Григорьевич и познакомился со своей будущей супругой Екатериной Трофимовной, учительницей начальных классов родом со Ставрополья, оказавшейся здесь по распределению после института.
В ноябре 1980 года капитан Иван Щербак был переведен на службу в 786-й истребительный авиационный полк ПВО в Истомино. Его сын Виктор, которому тогда было 5 лет, вспоминает: «Темнота, снег и ветер. Папа с чемоданами, мама со мной за руку – так мы приехали в военный городок Истомино. Поселились в комнате, а в соседней уже жили Александр Жугарев с женой Натальей…».
Как раз в это время начинались эксперименты с новым самолетом – истребителем-перехватчиком МИГ-31. К испытаниям допускались лучшие из лучших. И здесь Иван Григорьевич стремился овладеть новой техникой по максимуму. Вспоминают, что когда приезжавшие инструкторы проводили обучение, он расспрашивал обо всем, порой даже ставя экспертов в тупик. С 1981 года капитан И.Г. Щербак – летчик-штурман МИГ-31. В следующем году он вместе с майором Виктором Егоровичем Фоминым, начальником воздушной огневой тактической подготовки, принимал активное участие в экспериментальных стрельбах на государственном полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Здесь впервые на МИГ-31 производились стрельбы по крылатым ракетам. Надо вспомнить, что на это время приходится усиление конфронтации между СССР и США. Ограниченный контингент советских войск находится в Афганистане, президент Рейган провозглашает нашу страну «империей зла», в 1983 г. США принимает программу стратегической оборонной инициативы (программа «звездных войн»), а западноевропейские страны дают согласие на размещение на своей территории американских ракет. В этих условиях обеспечение безопасности страны зависело от подготовки наших военных, которые оттачивали свои навыки, проводя по полгода в командировках вдали от своих семей. В заключительных стрельбах на полигоне в 1984 году принимали участие два самолета 786 истребительного авиационного полка ПВО, в экипаже «ведущего» – В.Е. Фомин и И.Г. Щербак.
После инцидента с южнокорейским самолетом в сентябре 1983г., который, отклонившись от курса на 500 км, вторгся в воздушное пространство СССР и был сбит силами ПВО, И.Г. Щербак в составе этого же экипажа был направлен на боевое дежурство на о. Сахалин. Здесь приходилось летать в очень сложных погодных условиях – при слабой видимости, штормовых ветрах, обледенении и прочих особенностях дальневосточного климата. И здесь Иван Григорьевич показал себя как высококлассный специалист, что было подтверждено присвоением ему квалификации «штурман-снайпер». Как объясняют военные летчики, для нас, обывателей, эта квалификация означает, что ее обладатель «летал на всем, на чем можно летать, во всех возможных условиях и стрелял из чего только возможно». Нам сложно это даже представить: 1900 часов налета имел подполковник И.Г. Щербак на момент окончания военной службы!
До выхода в отставку в 1994 году служил Иван Григорьевич в Истоминском полку. Он был штурманом полка, передавал свои знания и опыт молодым летчикам. Все, знавшие его, отмечали его открытый характер и полное отсутствие снобизма и высокомерия по отношению к нижестоящим по званию. И.Г. Щербак воспитал много молодежи, и сейчас кто-то из тех, для кого он был наставником, служат в местах военных конфликтов. По воспоминаниям сына Виктора, Иван Григорьевич, уча молодых, никому не давал спуску и говорил, что оценка у летчика может быть только «отлично». Виктор Щербак по примеру отца стал военным летчиком и начинал свою службу и успешно ее осваивал в том же Истомино. Сейчас майор В.И. Щербак уже в запасе, работает в сфере логистики. Младший сын Ивана Григорьевича Михаил не пошел по военной стезе, хотя послужить во время прохождения срочной службы в зоне боевых действий ему пришлось.
В отставку Иван Григорьевич Щербак вышел в звании подполковника. Его деловые качества и склад мышления оказались востребованными и в гражданской жизни. Именно на его кандидатуре остановился Александр Геннадьевич Балакин – полковник, заслуженный военный летчик РФ, бывший в свое время заместителем командира полка в Истомино, когда подбирал кадры для нового предприятия, во главе которого встал после выхода в отставку. В этой фирме И.Г. Щербак проработал 14 лет, уйдя на пенсию лишь в 2014 году.
«Иван был очень искренним, светлым человеком, совершенно беззлобным и необидчивым. Прекрасный семьянин. Он прекрасно и всегда с душой пел, очень любил рыбалку и всегда щедро делился уловом. Во время нашего последнего разговора в октябре 2019 года он приглашал нас по весне приехать к себе в новый дом. А 20 ноября его не стало…», – говорит А.Г. Балакин.
Мы благодарим всех, кто оказал помощь в написании статьи, рассказав об Иване Григорьевиче Щербаке.

А. КОНЕВСКАЯ
Фото Н.Смирнова и из архива «РБ»

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Глеб Никитин провел рабочую встречу с главой Российского экологического оператора Денисом Буцаевым
Нижегородцев приглашают к участию во Всероссийской акции по сбору макулатуры #БумБатл
Нижегородских социальных предпринимателей приглашают принять участие в межрегиональном форуме «Добрый бизнес»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПДКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна