ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

11:45 3.10.2023| Православие | Версия для печати

Флорищева пустынь



«И отзвуки событий потаенных, как колокол, звучат издалека…». Понимает ли человек, отправляясь в паломничество по святым местам, что жизнь его в этот момент будет проходить через века? Он будет проходить… или все-таки жить этим, пусть и в момент этого краткого путешествия. Жить в надежде найти суть, сокровенное, сакраментальное, чем жили родные нам предшественники. Родные,тпотому что мы причащаемся с ними из единой Чаши. А жили они, как и мы, сегодняшние, надеждой:
«А ты, пустыни основатель,
Святых мест горних обитатель,
Спастися мне Творца моли…»

17 сентября – в день памяти пророка Моисея и иконы Богородицы «Неопалимая купина» – совершилось по благословению владыки Георгия паломничество трудников церквей Балахнинского благочиния в старинный мужской монастырь Флорищевой пустыни.

«Отчего терновый куст горит огнем, но не сгорает?» – думал пасший овец близ горы Синай Моисей, подойдя к кусту, и тогда Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в обетованную землю. Вот в такой знаменательный день, теплый и солнечный, состоялась эта наша поездка.

Заглянем в историю: когда создавался этот древний монастырь? В 1613 году Земский собор провозгласил царем 16-летнего Михаила Романова, который правил Россией до 1645 года. После его смерти престол перешел к его сыну Алексею Михайловичу, которому было тоже 16 лет. После Смутного времени, начиная с 1620-х годов, когда в Речи Посполитой начались открытые гонения на православие, мощный поток идей и людей устремился на Русь. Многим казалось, что и церковь, наряду со всей страной, нуждается в исправлении и новом устройстве. Среди сторонников перемен был и царь Алексей Михайлович, вокруг которого в 1650 году собрался кружок «ревнителей благочестия». Поначалу речь шла об исправлении ошибок в текстах богослужебных книг, исправлении церковных обрядов по греческому образцу, повышении образованности духовенства.

В 1652 году скончался патриарх Иосиф. По повелению царя для выборов нового патриарха избрали трех кандидатов: новгородского митрополита Никона, иеромонаха Антония как духовно опытного наставника, хорошо знавшего Писание, и еще одного неизвестного по имени иеромонаха. Жребий выпал на Антония, но он уступил свое право митрополиту Никону, посколько сам уже был стар и немощен. Государь щедро одарил Антония и отпустил с миром. По дороге в свою Спасо-Преображенскую обитель на реке Юнге он заехал навестить детей в село Кириково, находящееся на берегу Волги, напротив монастыря преподобного Макария, Желтоводского чудотворца. Там он заболел и перед кончиной дал благословение своему сыну Иоанну облечься по достижении совершенных лет в иноческий чин, заповедав принять постриг в маленьком монастыре или пустыни, а в большие монастыри идти не велел. 11 декабря 1653 года, на двадцать втором году жизни Иоанн принял от епископа Коломны Павла пострижение с именем Иларион. И был это будущий строитель знаменитого на всю Россию монастыря во Флорищах, а иеромонах Антоний – его отец, в миру священник Анания…

В то время как новопостриженный иеродиакон Иларион проживал у своего брата Петра в Москве и у епископа Павла в Коломне, монахи Флорищевой пустыни выстроили у себя деревянную церковь во имя Успения Божией Матери с приделом во имя преподобного Ефрема Сирина. Первый раз Иоанн побывал во Флорищах до пострига, когда услышал рассказ клирика Василия о пустыни, решил сам ее увидеть. В глухом лесу Иоанн увидел две кельи и четырех подвижников: Мефодия, Варлаама, Мекандра и Иону. Старшим был схимонах Мефодий, который пришел первым в эти места и положил начало будущему монастырю.
Старец Мефодий разглядел в юноше смирение, кротость, оценил его одаренность и знание Священного Писания. Наделенный прозорливостью, он еще только в начале строительства первой церкви отвечал любопытным: «Господу угодно прославить это святое место, собрать здесь многочисленную братию и спасти». И умолкали пришельцы, поскольку явственно слышали необычный, величественный звон колоколов над Флорищевой горой в подтверждение пророчества старца. Второй раз Иоанн встретил схимонаха в Москве, куда оба приезжали по делам, и при встрече постриженный в сан иеродиакона Иларион (в миру Иоанн) опять пообещал иноку Мефодию прийти к ним в пустынь.

Завершив, что было поручено Илариону епископом Павлом, попавшим за защиту старообрядчества в опалу и сосланным в новгородские пределы, Иларион 3 сентября 1653 года пришел во Флорищеву пустынь. Приближаясь не к обители, услышал иеродиакон Иларион дивный, необычный звон колоколов и увидел он мысленным взором великое здание храма, но когда оказался на месте, то ничего этого не было. Старец Мефодий с братией принял его с радостью, и вскоре схимонах и Иларион отправились в Москву к патриарху Никону. 22 мая 1654 года Иларион был рукоположен в сан иеромонаха. Теперь во Флорищевой пустыни ежедневно стала совершаться Божественная литургия в выстроенной деревянной церкви во имя Успения Богородицы. В этом же году в России началась эпидемия чумы, которая не миновала и пустыни.
Схоронив всех братьев, Иларион остался один и стал сильно горевать, искушения нападали яростно, и он, несмортря на заповедь схимонаха Мефодия не покидать пустынь, ушел из нее за реку Оку, сделал шалаш и стал жить, молясь Богу, чтобы дал ему человека, с которым он смог бы вернуться обратно обратно в обитель, ставшей родной.

После многих бед, пожара и лишений Иларион встретил в Гороховце Иону, который незадолго до поветрия ушел из пустыни. Встретившись, как из мертвых восставшие, заплакали они, обнялись от радости и вместе вернулись в осиротевшую было обитель. Слухами земля полнится, и стали идти к ним на богомолье люди, пробираясь сквозь леса и болота. 18 мостов построил Иларион с братией в разные стороны, чтобы не плутали люди, ищущие Бога и смысла жизни. Дошли слухи и до царя…

В то время в Москве в Патриаршей богадельне на Куличках по действу чародея поселилась нечистая сила, не дающая жить обитателям богадельни. Царь убедил Илариона совершить доброе дело по изгнанию беса. Десять недель прожил настоятель пустыни в той богадельне, но освободил ее от духов злобы. С той поры и началось знакомство семьи царей и инока…

В 1676 году царь Алексей Михайлович умер, трон перешел к старшему сыну Федору, которому было всего 14 лет. Первая встреча царя и иеромонаха Илариона произошла, когда Иларион был в Москве, и царь решил побеседовать с ним. «Бога ради, отче, не оставляй меня», – попросил после беседы юный царь. В Москве устроено было подворье Флорищевой пустыни, монастырю были пожалованы царем земли, лесные угодья, мельница, соляные варницы…

В 1677 году Федор Алексеевич и сам пожаловал в обитель, подивился суровым условиям жизни монахов и, повелев построить каменный храм, дал много серебра на его возведение. Успенский собор был построен в 1681 году и освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя и его семейства. Благорасположение царя, благочестивая духовная жизнь в обители сделали свое дело: монастырь стал известен и богат, а царь назначил Илариона митрополитом Суздальским. Он уже не живет во Флорищах, но все строительство идет под его руководством, и построены: Троицкая церковь в 1684 году, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, церковь Зосимы и Савватия.

К 1917 году пустынь называют второй Троице-Сергиевой лаврой, поскольку любил Иларион особо странноприимство и кормил всех приходящих даже в самые голодные времена. После кончины его в келье нашли несколько «полушек», так как все деньги раздавал он нуждающимся. В 1923 году монастырь закрыли. Церковная жизнь возобновилась в нем с 1992 года, когда община верующих своими усилиями сделала ремонт в надворной церкви. В 2005 году Священный Синод благословил вновь открыть монастырь, назначив иеромонаха Варнаву игуменом обители. Сейчас здесь живут восемь монахов и три послушника.

По словам монаха-экскурсовода, надвратный храм, расписанный художниками мастерской «Традиция» в стиле греческих мастеров XII века, является их любимым храмом, потому что он небольшой, в нем малолюдно и спокойно. Идут здесь обычно будничные и вечерние
службы. Первая литургия в нем совершилась в 1994 году. В 2016 году в монастырь вернулась 200-летняя икона «Благословение детей», которую с 1970-х годов хранил военнослужащий Б.В. Селиванов, пока он не решил вернуть образ в храм.

Летопись сохранила о схимонахе Мефодии следующую запись: «Сей муж свят житием, прозорлив и пророческого дара исполнен». Таким же был и митрополит Суздальский Иларион, а иначе не был бы он духовником царей, которые считали его идеалом церковного благочестия, умеющим распознать человека, проникая в его суть.

С легкой душой покидали мы обитель. Хочется верить, что открыл нам человек Божий скромный инок Иларион хоть частицу тайны спасения.
Святителю отче Иларионе, моли Бога о нас!

О. МУХИНА
Фото автора





Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Более 440 тысяч нижегородцев приняли участие в голосовании по проекту «Формирование комфортной городской среды»
Девять ярмарок «Покупайте нижегородское» пройдет в Нижегородской области в майские праздники
Нижегородская область вошла в топ-3 регионов по количеству социальных предпринимателей

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна